Разбился самолёт с командой «Шапекоэнсе» и другие футбольные авиакатастрофы. Крупнейшие авиакатастрофы, погубившие спортивные команды

Сейчас в столице Пьемонта есть лишь одна футбольная команда, играющая в итальянской Серии А – это знакомый всем "Ювентус". Но этот рекордсмен Италии по завоеванным чемпионским званиям продолжительное время являлся лишь второй командой промышленной столицы Италии. В 40-е годы на итальянских футбольных полях блистал совсем другой клуб, теперь скитающийся между вторым и первым эшелонами за Апеннинами. Но в один печальный день произошла катастрофа.

4-го мая 1949 года густой туман окутывал Турин, когда на посадку пошел пассажирский трехвинтовой лайнер "Фиат G-212". На его борту находилась в полном составе команда "Торино", возвращавшаяся как раз после товарищеского матча из Лиссабона. Итальянский чемпионат был еще в полном разгаре, но для команды, возвращавшейся из почти туристической поездки, это обстоятельство не играло абсолютно никакой роли. Уже за пять туров до окончания сезона «Торино» обеспечил себе победу в национальном первенстве, так называемое "скудетто". Этот титул был уже пятым подряд и стал почти на три десятилетия и последним.

Из-за плохой погоды пилот не обратил внимание на то, что он опустил самолет слишком низко в направлении посадочной полосы. И вместо нее машина врезалась в находящийся рядом с городом холм Суперга, на котором стоит знаменитый храм в стиле барокко. Ни один из 18 игроков футбольной команды не пережил эту трагедию. "Великий Торино", как называют тифози еще до сих пор этот замечательный состав, стал благодаря этой катастрофе подлинной легендой.

Через два дня после падения самолета президент итальянской федерации футбола Отторино Барасси на месте гибели взметнул в небо чемпионский кубок.На этой церемонии присутствовало несколько сотен тысяч болельщиков. Они простились с лучшей командой 40-х годов - в Италии, в Европе, может быть, и в мире. На церемонии присутствовали все итальянские команды и множество спортсменов и футбольных чиновников всего мира. Замыкал процессию за похоронным катафалком безутешный президент клуба Ново, человек, который создал эту суперкоманду.

В самом Турине расклад сил был до предельности ясен. "Ювентус" в то время нельзя было даже всерьез рассматривать как полноценного соперника. Сердце города билось не в черно-белом, а в винно-красном цвете, что по-итальянски, а теперь и по-русски называется "гранатовым".

Если клуб и заслуживает названия хорошо выступающего дома, то именно таким в полном смысле слова и был "Торино" сороковых годов. В течение шести лет подряд команда не проиграла ни одного матча на своем стадионе "Филадельфия". В сезоне 1947-1948 года отставание занявшего второе место в первенстве Италии "Милана" от "Торино" составило 17 очков (!). Это подавляющее превосходство отражалось и на составе национальной сборной Италии. К концу 40-х годов "скуадра адзурра" не представляла из себя ничего другого, как "Торино", переодетый в синие футболки. С падением лайнера "Фиат G-212" погибла и частица послевоенной Италии.

"Не будь Суперги, у Уругвая и Германии на одно звание чемпиона мира было бы меньше", - утверждает Оресте Комольо. Когда началось возвышение "Торино", ему было 22 года. Сейчас, когда ему исполнилось уже 89, он все еще является страстным поклонником своей команды. Именно при нем, в 1938 году, кожевенный фабрикант Ферруччио Ново был избран президентом спортивного общества. Ново разработал четырехлетний план, в лучших образцах подлинного социализма, для создания конкурентноспособной команды. Первым шагом в его первоклассной политике приобретений явилась покупка им летом 1941 года Ромео Менти и Гульельмо Габетто.

Эти игроки явились хребтом "великого Торино". Однако на первых порах их было недостаточно, чтобы навсегда отодвинуть извечного соперника "Ювентус" на второй план. В "Торино" всегда традиционно придавали гораздо больше значения спору о первой команде города, чем выступлениям в футбольном чемпионате Италии. Поэтому знаменательным для превращения в суперклуб явилось проигранное в декабре 1941 года городское дерби.

Как следствие из поражения от "Ювентуса" президент Ново решил перестроить всю систему игры. Четко ее сформулировав, он тут же отдал указание ввести ее в практику. В то время это было что-то совсем новое для Италии. Тренер Эрнест Эгри Эрбштейн не был как-то особо воодушевлен августейшим вмешательством босса клуба, но ему ничего не оставалось другого, как взять под козырек и бежать выполнять приказ. Его "гранатовые" ребята в начале 1942 года выстроились в систему "WM", больше известную у нас в стране под названием "дубль-ве". Этот игровой шаблон был совершенно неизвестен на Апеннинском "сапоге". Три полузащитника и два отошедшие назад защитника образовывали букву "W", им доверялась вся работа в обороне. Вторая половина команды, выстроившись буквой "М", концентрировалась полностью на атаке чужих ворот. Применив эту необычную футбольную концепцию, "Торино" сразу же стал вице-чемпионом. Подписание контрактов с Эцио Лоиком и Валентино Маццолой на следующий год сделало из очень хорошей команды непобедимую. Маццола единолично царил в центре, а игрок средней линии Лоик проделывал за него всю черновую работу. В сезоне 1942-1943 года "Торино" впервые с 1927 года снова завоевал скудетто. После перерыва, вызванного военными действиями на территории Италии, клуб выиграл и все остальные чемпионаты Италии 40-х годов.

Никого не уважают больше за эту беспроигрышную серию так, как Валентино Маццолу. Когда у "великого Торино" был плохой день или он даже проигрывал, он к середине второго тайма демонстративно засучивал рукава футболки, повествуют легенды. "Это было знаком к атаке", - продолжает свое повествование Комольо. Он называет этот ритуал "десять минут "Торино". Игру с римским "Лацио" в 1948 году он вспоминает особенно охотно: "Торино" проигрывал 0:3. Затем Маццола cерьезно взялся за дело и через десять минут мы уже вели 4:3". Тот факт, что теперь "Торино" с трудом пробился в Серию A итальянского футбола, а "Ювентус" постоянно играет в Лиге чемпионов, для Комольо является "исторической ошибкой". Его нисколько не заботит, что эта ошибка превратилась сейчас в обычный ход вещей. Если в течение короткого времени отсутствуют успехи, то долго требуют объяснений.

Вначале на Суперге были потеряны герои, а затем была потеряна и их колыбель - стадион "Филадельфия". С 60-х годов на нем перестали играть и оставили без присмотра, а в 1997 году и вообще снесли. У самого Комольо сил уже не хватает, но его внуки выходили на демонстрацию протеста, когда областное правительство запланировало "на святом месте», где находился стадион "Филадельфия", строительство пресс-центра для зимних Олимпийских игр 2006 года. "Миф о "Торино" непосредственно связан с этим стадионом. Здесь до 1949 года мы были непобедимы", - гордо заявляет Якопо Розателли. Со своей матерью и дедом Оресте Комольо они посещают холм Суперга регулярно в годовщину падения самолета. "Мы возлагаем цветы и рыдаем", - рассказывает этот молодой 24-летний парень. Их семья не одинока. 4 мая 2003 года, когда "Торино" в годовщину трагедии опустился во Серию Б итальянского чемпионата, почтить команду Валентино Маццолы пришло 50 000 человек.

В свой золотой век "великий Торино" забивал больше 100 голов за сезон. Один единственный из них Маццоле не надо было бы забивать. 24 апреля 1949 года незадолго до финального свистка он сравнял счет (1:1) в Бари. Получив это очко, "Торино" уже за пять туров до окончания итальянского первенства стал недосягаем для соперников. Президент клуба Ферруччио Ново захотел вознаградить команду поездкой за границу. Уже на следующий день он договорился о товарищеском матче в Лиссабоне...

Туда полетели не все – по разным причинам остались дома знаменитый Сауро Тома, Джулиано и Гандольфи (все трое из-за травм), Николо Карозио избежал поездки, так как его ребенок готовился принять крещение, наконец, президент Ново не смог присоединиться к команде, потому что страдал бронхитом. В столице Португалии они пробыли четыре дня, отдыхали, развлекались, сыграли матч с «Бенфикой» (в честь прощавшегося с футболом Жозе Феррейры), проиграв его 3:4, а затем поднялись на борт самолета, чтобы никогда с него не спуститься.

В катастрофе погиб 31 человек: игроки Валерио Бачигалупо, Гульельмо Габетто, Валентино Маццола, Альдо и Дино Балларин, Руджеро Грава, Ромео Менти, Джузеппе Грецар, Пьеро Оперто, Мило Бонжорни, Эцио Лоик, Франко Оссола, Эусебио Кастильяно, Вирджилио Марозо, Марио Ригамонти, Рубенс Фадини, Данило Мартелли и Джулио Шуберт; тренера Эгри Эрбштайн и Лесли Ливсли, менеджеры Арнальдо Агнизетта и Ипполито Чиваллери, массажист Оттавио Корина, три журналиста, организатор матча и четыре человека из экипажа.

СПРАВКА

За всю историю футбола подобные катастрофы случались еще трижды:

6 февраля 1958 года «Манчестер Юнайтед», возвращаясь из Белграда после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов против «Црвены звезды» (англичане сыграли 3:3 и за счет домашней победы 2:1 прошли в полуфинал), разбился в катастрофе, когда пилот, сделав дозаправку в Мюнхене, не смог поднять самолет. Погибли восемь игроков, трое сотрудников клуба и еще 12 человек. Главный тренер Мэтт Басби, а также девять футболистов сумели выжить. Правда двое из них: Джеки Блэнчфлауэр и Джонни Берри вынуждены были из-за повреждений распрощаться с футболом. Настоящим героем стал вратарь Гарри Грегг, вытащивший из пылающего самолета одноклубников: Блэнчфлауэра, ведущего бомбардира клуба Дениса Вайолита и 20-летнего тогда Бобби Чарльтона, а также молодую женщину с маленьким ребенком. Впоследствии, Басби создаст новую команду, но из тех, кто горел на мюнхенской взлетной полосе, Кубок чемпионов 1958-го года выиграют лишь Чарльтон и Билл Фоулкз.

11 августа 1979 ташкентский «Пахтакор» направлялся в Минск для проведения матча чемпионата СССР по футболу против местного «Динамо». В небе над Днепродзержинском по вине авиадиспетчеров Харькова самолет команды столкнулся с самолетом, который вез детей из пионерлагеря «Артек» в Челябинск. Все 178 человек обоих лайнеров (в том числе 14 игроков, тренер, администратор и врач команды) погибли. Информация была засекречена на неделю, но факт гибели футбольной команды заставил предать случившееся огласке. Один из виновных диспетчеров (21-летний практикант, отдавший неправильную команду) впоследствии повесился, другой (который «отвлекся» от процесса) был приговорен к 15 годам лишения свободы. Для создания новой команды из других команд, участвующих в Высшей лиге, были предоставлены футболисты, которые стали базой для возрождения.

27 апреля 1993 сборная Замбии по футболу (кстати, одна из сильнейших на континенте в то время) в количестве 18 человек стали жертвой падения самолета в море. причиной катастрофы стало возгорание. До сих пор футбол в этой стране не оправился от такого удара.

На протяжении почти 23 лет спортивный мир не объявлял траур из-за авиакатастроф, в которых погибли члены футбольных команд. бразильского клуба «Шапекоэнсе», который должен был доставить членов команды и журналистов на матч с «Атлетико Насьональ» в рамках Южноамериканского кубка. На борту самолёта были 72 пассажира и 9 членов экипажа. В настоящий момент на месте крушения ведутся спасательные работы. По предварительной информации, шести пассажирам удалось выжить. Южноамериканская конфедерация футбола (КОНМЕБОЛ) приостановила проведение всех матчей под своей эгидой. Вспоминаем другие случаи катастроф в воздухе, затронувших мир футбола.

1. 4 мая 1949 года. «Торино»

В конце 40-х годов прошлого века «Торино» был одним из топ-клубов Италии, опережая по славе и популярности даже соседей из «Ювентуса». С 1946-го по 1948-й «быки» трижды брали чемпионство под капитанством Валентино Маццолы , отца легендарного Сандро Маццолы .

3 мая 1949 года «Торино» провёл матч с «Бенфикой» в Лиссабоне, завершившемся поражением - 3:4. Настроение футболистам подняла встреча с друзьями из «Милана» в Барселоне. Самолёт туринцев приземлился в местном аэропорту для дозаправки, миланцы же пересаживались на рейс до Мадрида. Как оказалось, россонери были последними, кто видели футболистов «Торино» живыми. Самолёт команды попал в зону повышенной туманности, пилот потерял ориентацию в пространстве и левым крылом задел ограду построенной на холме базилики. Самолёт развернуло и с силой ударило о землю. Все, находившиеся на борту скончались. Из игроков остался только Лауро Тома, не полетевший на матч из-за травмы.

2. 6 февраля 1958 года. «Манчестер Юнайтед»

Одна из самых резонансных катастроф в истории мирового спорта. «Малыши Басби» навсегда вошли в анналы английского футбола и оставили неизгладимый след в сердцах болельщиков по всему миру. Тем ужасней стала трагедия, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена. Несмотря на то что в то время авиаперелёты попадали в категорию повышенного риска, «Манчестер Юнайтед» летал по всей Европе, совмещая выступления в Англии по выходным и матчи еврокубков в будние дни. На матч с «Црвеной Звездой» в Белграде клуб заказал чартерный рейс. Проблемы начались в Мюнхене, куда борт приземлился для дозаправки. После двух неудачных попыток взлёта экипаж был готов перенести полёт, однако в итоге была предпринята третья попытка, закончившаяся трагедией. Самолёт не успел вовремя взлететь и протаранил дом с ангаром, в котором стояла машина с горючим. 21 человек погиб на месте, в том числе восемь футболистов «Юнайтед». В 1960 году на юго-восточной трибуне «Олд Траффорд» были установлены часы с датой «6 февраля 1958 года» вверху и надписью «Мюнхен» внизу, которые находятся там по сей день. Каждый год 6 февраля, когда их стрелки показывают время аварии самолёта – 15 часов 4 минуты, на «Олд Траффорд» объявляется минута молчания в память о жертвах мюнхенской катастрофы.

Чёрная дата в истории "Манчестер Юнайтед"

51 год назад в аэропорту Munich-Riem потерпел аварию самолёт, на котором возвращались домой с гостевого матча Кубка европейских чемпионов футболисты английского клуба "Манчестер Юнайтед".

3. 16 июля 1960 года. Сборная Дании

В начале 60-х годов профессионального футбола в Дании как такового не было. Игрокам запрещалось даже выступать за иностранные клубы под угрозой невызова в национальную сборную. Тем не менее датчане усердно готовились побороться за попадание на Олимпийские игры в Риме. Из аэропорта Копенгагена в Хернинг на матч национальной команды вылетели восемь игроков. Борт разбился в 50 метрах от побережья по причине плохих погодных условий. Выжили только пилот и футболист Сиг Винделов , которого у берега нашли рыбаки. Повезло и другому игроку - Эрику Дюреборгу , которого сняли с рейса из-за отвратительного поведения в аэропорту. Сборная Дании всерьёз подумывала сняться с турнира, однако в итоге завоевала серебряные медали в Риме.

4. 3 апреля 1961 года. «Грин Кросс»

Через год разбилась в авиакатастрофе другая футбольная команда. Выступавший в первом дивизионе чемпионата Чили «Грин Кросс» вылетел из аэропорта Сантьяго на матч очередного тура. До места футболистам добраться было не суждено – весь экипаж и пассажиры погибли после столкновения самолёта с горным массивом Лас-Ластимас в Кордильерах.

5. 26 сентября 1969 года. «Стронгест»

26 сентября 1969 года в Боливии произошёл военный переворот. Однако и это событие отошло на второй план, когда в тот же день в стране произошла крупнейшая в истории авиакатастрофа. Пассажирский лайнер столкнулся с горой в массиве Кордильер. Все 74 пассажира, в том числе находившиеся на борту 16 футболистов и тренерский штаб лучшей команды страны «Стронгест», погибли. Южноамериканская федерация футбола объявила траур и выделила клубу $ 20 тыс. Многие футболисты, ранее выступавшие за «Стронгест», вернулись в клуб на пониженную ставку. Спустя пять лет клуб вновь выиграл чемпионат Боливии.

6. 31 декабря 1970 года. «Эйр-Ликвид»

Несколько месяцев спустя не долетел до места назначения и самолёт, вёзший алжирскую команду «Эйр-Ликвид» в Испанию на товарищеский турнир. Все пассажиры и члены экипажа погибли.

7. 11 августа 1979 года. «Пахтакор»

В конце 70-х произошла одна из самых ужасных спортивных трагедий в истории советского футбола. Ташкентский «Пахтакор», летевший на матч в Минске, попал в авиакатастрофу, ставшую одной из крупнейших в истории страны. Два самолёта столкнулись в небе над Днепродзержинском – никому из пассажиров обоих авиасудов выжить не удалось. Среди погибших 178 человек было 17 членов «Пахтакора». Из-за того что команда была популярна в стране, умолчать о трагедии не получилось. Все члены футбольной команды были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник. А сам «Пахтакор» по внесённому в регламент правилу в течение трёх лет сохранял место в элитном дивизионе СССР.

Первое российское футбольное издание и дебют Дика Адвоката в сборной России. Чем ещё запомнилось 11 августа в истории футбола?

8. 8 декабря 1987 года. «Альянса Лима»

В декабре 1987 года 43 человека - футболисты, руководители, тренеры и болельщики перуанской команды «Альянса Лима» - скончались в авиакатастрофе. Их самолёт, везущий пассажиров домой после матча национального первенства, упал в море в шести милях севернее столицы страны Лимы.

9. 7 июня 1989 года. Голландские футболисты

Футбольный мир мог потерять Франка Райкарда и Рууда Гуллита на пике их футбольной славы. К счастью, обе звезды не отправились на историческую родину в Суринам с целью участия в турнире с тремя местными клубами. Райкард, Гуллит, Арон Винтер и Брайан Рой отказались от полёта, мотивировав это желанием как следует подготовиться к новому сезону. Это решение спасло им жизнь. Пилоты самолёта, вылетевшего из Амстердама, при посадке в Парамарибо совершили ошибку и крылом зацепили дерево. В результате крушения в живых осталось 11 человек из 187. Все 15 находившихся на борту футболистов скончались.

10. 27 апреля 1993 года. Сборная Замбии

Замбийские ВВС организовали специальный рейс, чтобы доставить сборную своей страны в Дакар, где та должна была провести матч квалификационного этапа ЧМ-1994 с командой Сенегала. Во время первой дозаправки были обнаружены проблемы с одним из двигателей. Однако пилотом было принято решение продолжить полёт. В результате через несколько минут после взлёта двигатель загорелся, и самолёт упал в воду в 500 метрах от побережья. Все пассажиры погибли. Из сборной Замбии в живых остались только самостоятельно добиравшийся из Нидерландов Калуша Бвалья и травмированный вратарь Чарльз Мусонда .

«Торино», 1949

Футбольный клуб «Торино » образца 1940-х годов был суперклубом чемпионата Италии . С 1946 по 1948 год он трижды завоёвывал золотые медали национального чемпионата. 3 мая 1949 года в Португалии состоялся матч между командами «Торино» и «Бенфика», в котором итальянская команда проиграла португальскому клубу со счётом 3:4. На следующий день команда «Торино» вылетела из Лиссабона на трёхмоторном самолёте Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов, экипаж, руководители клуба и журналисты, всего - 31 человек.

Самолёт сделал промежуточную остановку в Барселоне для дозаправки, где игроки «Торино» повстречались с друзьями-соперниками из «Милана ». Миланцы пересаживались на рейс до Мадрида и оказались последними, кто видел туринцев живыми. Около пяти часов вечера, когда до города Турина оставалось совсем немного, самолёт попал в зону повышенной туманности, из-за чего пилот потерял ориентацию в пространстве. Самолёт задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, его развернуло и он с большой скоростью врезался в землю. Все находящиеся на борту пассажиры погибли. Здесь не обошлось без счастливой случайности для одного из игроков - Лауро Тома остался дома и не полетел на матч с «Бенфикой» из-за травмы.

Футболисты "Торино" посмертно стали чемпионами Италии.

ВВС, 1950

7 января 1950 года созданная Василием Сталиным хоккейная команда ВВС разбилась вблизи аэропорта Кольцово рядом со Свердловском. В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли. По счастливой случайности на этот самолет опоздал будущий капитан сборных СССР по футболу и хоккею Всеволод Бобров . Версии этого опоздания разные: злые языки говорили, что великий спортсмен выпил лишнего, а сам Бобров кивал на своего брата, который неправильно завел будильник.


«Манчестер Юнайтед», 1958

6 февраля 1958 года не только Англию , но и весь мир потрясла трагедия, случившаяся с одной из лучших в мире команд – «Манчестер Юнайтед», получивших прозвище «малыши Басби ». Футболисты, тренеры, несколько болельщиков и журналистов возвращались с матча Кубка европейских чемпионов в Белграде . Самолет британской компании British European Airways делал дозаправку в Мюнхене .

Пилоты Джеймс Тейн и Кеннет Реймент предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний. Не желая сильно отставать от графика, капитан Тейн отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта. Она оказалась роковой. Самолет пробил забор в конце ВПП и врезался в жилой дом. В этой катастрофе погибли 23 человека из 44-х находившихся на борту. Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Кстати, 22-летний Уилан Лиам, поднимаясь перед взлетом по трапу, указал товарищам на сильнейший снегопад и произнес: «Мы, наверное, погибнем, но я готов к этому». А выживший в этой катастрофе Бобби Чарльтон через 8 лет стал чемпионом мира. Через 10 лет после катастрофы Тейн был полностью оправдан.

Сборная США по фигурному катанию, 1961

15 февраля 1961 года "Боинг 707" авиакомпании Sabena, летевший из аэропорта Дж. Кеннеди в Нью-Йорке , разбился при посадке в столице Бельгии Брюсселе . Погибли все 72 человека, а также один человек на земле. Среди погибших была сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена) которая направлялась на чемпионат мира в Прагу . Эта авиакатастрофа стала причиной отмены чемпионата мира по фигурному катанию в знак скорби по погибшим.

«Пахтакор», 1979

Это одна из крупнейших катастроф в истории авиации. В тот день в 13.35 в небе в районе Днепродзержинска на высоте в 8400 метров столкнулись два Ту-134А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек.


Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор », в том числе 14 игроков, администратор, второй тренер и врач. Команда летела из Ташкента в Минск . После авиакатастрофы состав клуба был усилен за счёт игроков из других команд. Также решением федерации футбола СССР «Пахтакору» в течение трех лет гарантировали место в высшей лиге независимо от итогового результата.

Сборная Голландии по футболу, 1989

7 июня 1989 года в районе Парамарибо при заходе на посадку потерпел катастрофу DC-8-62 компании Surinam Airways. В происшествии погибли 176 человек, в живых осталось 11 человек Среди погибших - 14 голландских футболистов суринам ского происхождения, тренер, а также мать и сестра одного из спортсменов. Они летели в Суринам для участия в турнире с тремя клубами. Самолёт вылетел из Амстердама 6 июня в 23.25 по местному времени. За четыре часа полёта внештатных ситуаций на борту не было. При заходе на посадку команда пилотов получила метеосводку о благоприятных погодных условиях в аэропорту прибытия. При приземлении пилоты допустили ошибку, в результате которой на высоте 25 метров, правое крыло самолёта зацепило дерево.

Кстати, многим голландским игрокам не разрешили полететь из-за подготовки к предстоящему сезону. Среди спасшихся - Рууд Гуллит, Франк Райкаард, Арон Винтер, Брайан Рой и некоторые другие.

Сборная Замбии по футболу, 1993

27 апреля 1993 года в 500 метрах от побережья города Либревиль, столицы Габона , упал самолет. На борту находилась большая часть сборной Замбии по футболу, направлявшейся на квалификационный матч чемпионата мира-1994 против сборной Сенегала . В катастрофе погибли все 30 человек, находившихся на борту (экипаж, 18 игроков, тренер и обслуживающий персонал). В результате этого ослабленная сборная заняла лишь второе место в группе 2 финального этапа отборочных матчей.

Во время первой остановки в Браззавиле были обнаружены проблемы с левым двигателем, но пилот принял решение продолжить полёт. Через несколько минут после вылета из Либревиля левый двигатель загорелся и остановился. Пилот остановил правый двигатель, самолёт окончательно потерял тягу и упал в воду примерно в 500 метрах от побережья.

«Локомотив», 2011


Ровно два года назад произошла страшная трагедия. Хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля вылетела из аэропорта «Туношна» в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо». Самолет ЯК-42 упал, пролетев всего 2,5 километра после взлета. По другой версии, самолету не хватило взлетной полосы. На борту лайнера находилось 45 человек: 37 пассажиров (команда и сопровождение) и 8 членов экипажа. 43 человека погибли на месте.

x HTML-код

Хоккеисты "Локомотива", погибшие в авиакатастрофе [поименно]. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты.Антонина ПАНОВА

Вся страна молилась о здоровье хоккеиста Александра Галимова , но чуда не произошло, 12 сентября он скончался в Институте хирургии имени Вишневского. Лишь бортинженер Александр Сизов смог выжить в этой страшной катастрофе. По случайности на борту не оказалось двух человек, которые должны были отправиться в Минск вместе со всеми. Нападающий Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен были оставлены в Ярославле, чтобы работать с молодёжной командой.

x HTML-код

Реконструкция крушения самолета ЯК-42. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты

Еще 5 крупных катастроф:

Хоккей

1 апреля 1970 года, в Новосибирской области потерпел катастрофу Ан-24Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 45 человек, включая юношескую хокейную команду, которая летела на игру турнира «Золотая шайба».

Баскетбол

24 августа 2008 года потерпел катастрофу Боинг 737-219 Advanced авиакомпании ITEK AIR. Среди пассажиров находилась молодёжная сборная Киргизии по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях. Десять членов команды погибли, семь остались в живых.

Регби

13 октября 1972 года самолёт «Fairchild Hiller FH-227» уругвай ских ВВС, выполняющий рейс Монтевидео - Сантьяго -де-Чили на высоте 4000 метров врезался в горный склон в чилийских Андах. На борту находилось 45 пассажиров, в том числе, регбийная команда Old Christians Club из Монтевидео (Уругвай). Большинство пассажиров погибло. Еды на борту не было. В итоге выжили 16 человек, спасённых 26 декабря. Один из документально подтверждённых случаев каннибализма в современном мире. События также показаны в фильме «Живые» (1993).

Американский футбол

14 ноября 1970 году у аэропорта Трай-Стэйт в Цередо столкновение с горой рейса 932 уносит жизни 75 человек, включая 37 членов команды Университета Маршалла .

Автоспорт

Гибель команды Формулы-1 «Эмбасси Хилл Рэйсинг» - 29 ноября 1975 года команда Грэма Хилла «Эмбасси Хилл Рэйсинг», возвращаясь с автодрома Поль Рикар, Франция , на шестиместном самолете «Пайпер Ацтек», разбилась в Англии, пытаясь совершить вынужденную посадку в условиях сильного тумана. В этой авиакатастрофе погибла почти вся команда. За штурвалом был сам Грэм Хилл, вместе с ним в самолете оказались Тони Брайз, подававший надежды британский гонщик, тим-менеджер Рэй Бримбл, механики Тони Элкок и Терри Ричардс, конструктор Энди Смэллман.


Весной 2009 года исполнилось шестьдесят лет самой страшной, пожалуй, трагедии в истории футбола . 4 мая 1949 года в авиакатастрофе, случившейся в небе над Турином, в полном составе погибла команда "Торино", которая до сих по считается одной из сильнейших за все время существования итальянского футбола. В условиях плохой видимости пилот не сумел разминуться с высоким холмом под названием Суперга: теперь на этом месте музей "Торино". И если попадаешь в этот музей в плохую погоду, то невольно хочется съежиться от неприятного холодка по коже: за прошедшие с момента трагедии годы туман в этих местах не стал жиже, а видимость - не стала лучше. Одним словом, музей, поверьте на слово, получился очень достоверным. А слезы его хранителей, рассказывающих о трагедии, потрясшей всю Италию, запоминаются на всю жизнь.

О гибели "Торино" написаны книги, сняты документальные фильмы. Память о Grande Torino, или о Великом "Торино", жива до сих пор до такой степени, что именно во многом благодаря той страшной трагедии в самом Турине, где играет самая популярная команда Италии "Ювентус", нынешний "Торино", давно не имеющий никаких заслуг, все равно популярнее своего великого "кузена" "Ювентуса", одного из ведущих клубов Европы.

Четверг 4 мая 1949 года выдался в Турине хмурым и пасмурным. Над городом нависали тяжелые свинцовые тучи, собравшие, казалось, всю влагу с Альп. Около четырех пополудни небо и вовсе потемнело. Во мгле скрылись очертания 167-метровой «Башни Антонелли», пошел сильный дождь, стало по-осеннему холодно, как в ноябре. Люди старались не выходить без дела на улицу, а те, кто еще был на работе, лихорадочно посматривали на часы - поскорее бы вернуться домой и укрыться в тепле.

И лишь в штаб-квартире футбольного клуба «Торино» никто не проявлял видимой спешки. Здесь терпеливо ждали сообщений о возвращении команды из Португалии, где она накануне провела товарищеский матч с «Бенфикой». Учитывая характер погоды, еще с утра направили клубный автобус в Миланский аэропорт - на случай, если посадка в Турине окажется невозможной.

Уже пробило пять, но никаких сообщений не поступало. Томительное ожидание переросло в тревогу, а в начале шестого по городу поползли страшные слухи: в пригороде Турина, там, где находится знаменитый собор Суперга с усыпальницами савойских монархов, произошла катастрофа какого-то самолета.

Бросившихся на машинах к месту происшествия сотрудников клуба и карабинеров буквально поразило увиденное: бортовой номер самолета, врезавшегося прямо в земляное основание собора, и разметанные фрагменты футбольной амуниции не оставляли сомнений в личности погибших; это подтвердили и результаты последующего опознания: практически весь основной состав команды «Торино» - бессменного чемпиона послевоенной Италии, из которого десять футболистов входили в сборную страны.

Что стало причиной трагедии? Самолет «Фиат G-212CP» итальянских авиалиний должен был лететь из Лиссабона в Милан. Однако экипаж решил направиться прямо в Турин. В условиях плохой видимости, сильного дождя и порывистого ветра пилот потерял ориентацию. В 17.04 самолет задел левым крылом стену, окружавшую собор Суперга. «Фиат» развернуло в воздухе, а затем на большой скорости он врезался в землю. От страшного удара все, кто был на его борту, погибли.

Не стало великой команды «Торино»: вместе с запасными катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. Их участь разделили руководители клуба, в том числе Эгри-Эрбштейн и Ливзли, обслуживающий персонал, сопровождавшие команду туринские журналисты и четверо летчиков - в общей сложности 31 человек.

В Италии был объявлен национальный траур, страна минутой молчания почтила память погибших: через два дня федерация футбола объявила о своем решении провозгласить «Торино» чемпионом Италии досрочно. Оставшиеся четыре тура чемпионата решено было доиграть молодежными составами. Но резервы туринского клуба оказались на высоте и выиграли все оставшиеся матчи.

Однако эта победа стала лебединой песней «Торино». Президент клуба Ферруччо Ново, не полетевший с командой в Португалию из-за бронхита, попытался после трагедии восстановить былую мощь клуба, но вновь приобретенные, хотя и классные игроки так и не смогли составить единого ансамбля. Затем команде, попавшей в полосу затяжного финансового кризиса, пришлось покинуть класс «А», несмотря на то, что она стала первым итальянским клубом, начавшим практиковать рекламу. Буква «Т» на футболках игроков соответствовала не только начальной букве названия команды и города, но и шоколадной фирме «Талмоне». И только в сезоне 1975-1976 года клуб выиграл чемпионат Италии.

Катастрофа отразилась роковым образом не только на судьбе туринского клуба, но и на развитии всего итальянского футбола, отбросив его надолго в дебри «катеначчо» и засорив заезжими «ориунди». А в международном спорте она положила начало печальной традиции: за следующие три десятилетия в крупнейших авиакатастрофах еще не раз погибали целые команды (советские хоккеисты из ВВС, футболисты «Манчестер юнайтед», ташкентского «Пахтакора» и другие).


По материаллам сайта www.tonnel.ru

Видео

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов "Шапекоэнсе" Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес, авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Это, далеко не первый случай, когда в авиакатастрофах погибали целые футбольные команды.

Гибель "Пахтакора"

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды "Пахтакор". Команда летела в Минск на игру с местным "Динамо".

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии "Пахтакор" восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, "Пахтакор" три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель "Торино"

В послевоенной Италии "Торино" по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого "скудетто".

В 1949 году "Торино" пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской "Бенфикой" и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе "Торино" играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

© AP Photo / Massimo Pinca

Обувь и мяч, найденные на холме Суперга, где в 1949 разбился самолет команды "Торино", выставлены в Музее Турина

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов "Торино" досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения "Фиорентина", "Дженоа", "Сампдория" и "Палермо" также выставляли на игру "молодежку". Футболисты "Торино" выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Гибель "Манчестер Юнайтед"

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты "Манчестер Юнайтед" — The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

© AP Photo /

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с "Црвеной Звездой" оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда "МЮ" сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил "Болтону" 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

© AP Photo / Francois Mori

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.

error: