Монастырь бодбе в грузии. Монастырь в горах Грузии: место, где время остановилось Мужской монастырь в грузии высоко горах

Грузия – одна из первых приняла христианство и в программе каждого тура обязательно будет древний монастырь, церковь или собор. Я побывала во многих местах и составила свой список обязательных к посещению подобных мест, о которых я восхищенно рассказываю своим друзьям и знакомым.

Ванис Квабеби

Ванис-Квабеби – пещерный монастырь, рядом с Вардзией. Чтобы подняться к Ванис Квабеби нужно пройти в крутую гору около 500 метров, причем дорога идет змейкой и 500 метров превращаются в километр. Подъем не из легких. Живут в монастыре 6 монахов. Одна из них расположена на вершине в скале, нужно подниматься по тоннелям и вертикальным лестницам. Страшно!Очень! В Ванис-Квабеби я буду возвращаться при каждой возможности. Пол сравнению с Вардзией – он не примечателен, но энергетика очень сильная в этом месте. Нам удалось пообщаться с монахами. Я не могу описать словами ощущения, которая я испытала в Ванис Квабеби. Просто поезжайте и убедитесь сами.


Зеленый монастырь – расположен он в районе Боржоми. Это было первый монастырь в Грузии, где я почувствовала невидимую силу. В древнем веке в монастырь пришли турки и убили всех монахов. По сей день в лесу вокруг монастыря находят камни красного цвета, считается, это кровь монахов. На территории есть небольшая церковь, куда может зайти каждый человек. По периметру церкви стоят иконы монахов, я зашла туда одна, вокруг меня не было никого, кроме этих икон и той самой силы.


Давид Гареджи – с придыханием рассказываю всем о нем. Одна часть монастыря расположена на территории Грузии, другая – в Азербайджане. Давид Гареджи – огромный монастырский комплекс. Много кельей расположены по другую стороны горы от главного монастыря — лавры св.Давида. С высоты горы открываются потрясающие виды на разноцветную пустыню. Говорят, монахи монастыря делают самое лучшее вино – Саперави. На мой взгляд, Давид Гареджи – уникальное место и я рекомендую побывать здесь каждому.


Моцамета – монастырь Святых Давида и Константина. Находится в пригороде Кутаиси. Мощи Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста. Нужно несколько раз обойти ковчег вокруг проползая через этот проход. На территории монастыря очень тихо, уютно и спокойно! Слышен лишь шелест листьев и журчание воды в каньоне. Атмосфера здесь умиротворенная!


Столп Кацхи – пятое заслуженное место за свою необычность. Мне было интересно посмотреть. Поехала бы я второй раз? Нет. Но тем, кто не был – увидеть надо обязательно.

Монастырь Самтавро является одним из старейших женских монастырей в Грузии. История монастыря начинается в IV веке и связана со святой Ниной. После прибытия в Мцхету равноапостольная Нина некоторое время проживала в доме царского садовника, затем нашла уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики и продолжила свою проповедь.

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Таким образом "ежевичник" (Маквловани) стал святыней и святой царь Мириан построил на этом месте церковь, вероятно еще при земной жизни Нины.

Таким образом, «малый» храм монастыря - церковь святой Нины (Маквловани) - самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии. Несмотря на множество небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.

Храм выглядит очень строго и даже несколько угрюмо. Но если вспомнить жизнь самой Нины, то становится понятно, что иным этот храм быть просто не может. Эта небольшая церковь как бы притягивает к себе именно своей простотой и скромностью.

Позже, сразу же после смерти Нины, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил верхнюю церковь "для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её". Строительство длилось четыре года. Этот второй храм, более обширный, был освящен во имя Преображения Господня.

После своей смерти в Самтавро нашли покой святые равноапостольные царь Мириан и царица Нана - первые христианские правители Грузии. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. Вероятно, с этим связано происхождение её названия. Слово "самтавро" происходит от мтавари (по-грузински "главный," "старший"), и в переводе на русский означает "царская территория".

Храм Самтавро также скоро стал кафедральным - упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм Самтавро был одним из богатейших в Грузии. На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни.

Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке. При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом. Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.

Женский монастырь во имя равноапостольной Нины в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу.

Вновь обитель была открыта в 1990-х годах, а в 1994 году храмы Самтавро вместе с другими памятниками Мцхеты были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В монастыре Самтавро находится множество христианских святынь.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности.

Время основания : XVI век.
Местонахождение : недалеко от г. Телави.
Современное состояние
История : По преданию был построен кахетинской царицей Тиной, которая увидела в детстве пророческий сон об этом, и узнала показанное во сне место уже когда была женой кахетинского князя Левана. Здесь был построен монастырь, в котором впоследствии приняла постриг и сама Тина.

Атенский Сиони

Время основания : VII век.
Местонахождение : в селе Атени, в 12 км к югу от г. Гори.
Современное состояние : действующий монастырь.
История : Главный храм, посвящённый Пресвятой Богородице, построен в начале VII века, росписи датируются XI веком, также на территории монастыря сохранились древние храмы Орбелиани (VIII-IX века) и Цминда Гиорги (XI век).

Бетания

Время основания : XI век.
Местонахождение : в ущелье реки Вере, в 16 км от Тбилиси, около села Самадло.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь Рождества пресвятой Богородицы.
Святыни : мощи неизвестных мучеников.
История : Обитель названа в честь селения Вифания, где жили Марфа и Мария и где Господь воскресил Лазаря. Здесь, по преданию, часто отдыхала святая царица Тамара. В средние века монастырь пришёл в запустение, и был случайно обнаружен в середине XIX века художником Г. Гагариным, после чего в нём поселился иеромонах Спиридон, восстановивший Бетанию. В советское время это была единственная обитель, в которой продолжалась монашеская и богослужеюная жизнь (официально монахи были оформлены как музейные смотрители). Последний насельник, старец Георгий (Мхеидзе), скончался в 1962 году, а в 1978 году сюда прибыли новые монахи и Бетания стала первым монастырём, открывшимся в советское время.

Бодбе

Время основания : IV век.
Местонахождение : в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели
Современное состояние : действующий женский монастырь.
Святыни : Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины.
История : в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году.

Время основания : XII век.
Местонахождение : около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми.
Современное состояние
История : Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

Вачнадзиани

Время основания : XV-XVI века.
Местонахождение : в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани.
Современное состояние : не действует.

Гелати

Время основания : XII век.
Местонахождение : в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси.
Современное состояние : действующий монастырь.
Святыни : мощи св. благоверного царя Давида Строителя.
История : Был основан св. царём Давидом Строителем в 1106 г., в честь присоединения к грузинскому государству Кахетии и побед над турками-сельджуками. Здесь же царь создал Гелатскую академию, крупнейший просветительский центр Грузии, в котором трудились такие выдающиеся умы как святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. Монастырь стал усыпальницей грузинских царей. Действовала при нём и больница. В 1510 г. турки разорили Кутаиси и опустошили Гелатский монастырь. Но очень быстро имеретинский царь Баграт III восстановил его. Со второй половины XVI в. до 1814 г. здесь находилась резиденця католикоса. В 1860-е годы монатырь был ограблен. В советское время был превращён в музей, в 1990-е годы передан Церкви.

Гурджиани

Время основания : VIII век.
Местонахождение : в двух км от села Гурджаани, район Кахетии.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Святыни : святой источник.
История : Основана обитель в VIII веке. В советское время здесь располагался санаторий. В настоящее время идёт возрождение обители.

Гурия

Время основания : VI век.
Местонахождение : Чохатури, Аджария.
Современное состояние : действующий мужской монастырь в честь св. Иоанна Крестителя.
История : это древнейшая обитель края Гурии. В прежние столетия была очагом культуры и просвещения, при ней была богатая библиотека, действовала школа. В советское время обитель была закрыта, один из насельников принял мученическую смерть от большевиков. Возрождение пустыни началось в 2001 г.

монастырский комплекс Давидо-Гареджи

Время основания : VI век.
Местонахождение : на границе Грузии и Азербайджана, в горах Кахетии, в 60 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Преподобный Давид Гареджийский, придя в эти края в начале VI века, основал здесь первый пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. Его ученики святые Давид и Лукиан основали еще два монастыря - Додос Рка и Натлисмцемели. В IX веке привёл обитель к процветанию преподобный Иларион Ивер. В XI-XIII веках появляются монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Это время расцвета Давидо-Гареджийских монастырей. Монастыри сильно пострадали при нашествии Тамерлана в конце XIV века, а в 1615 г. войска шаха Аббаса I за одну ночь истребили всех монахов - тогда пострадали шестьсот (по другим данным - шесть тысяч) преподобномучеников Гареджийских. Возродилась монашеская жизнь здесь только после 1690 г., трудами святого Онуфрия Гареджийского. В XIX веке лишь в монастыре Натлисмцемели жили монахи.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Время основания : VI век.
Местонахождение : у слияния рек Куры и Арагви, возле г. Мцхета.
Современное состояние : дейстующий мужской монастырь.
История : Первый храм был построен во второй половине VI века рядом с установленным ранее св. Ниной поклонным крестом.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на левом берегу р. Арагви, к востоку от г. Мцхета.
Святыни : мощи прп. Иоанна Зедазенийского.
История : обитель была основана преподобным Иоанном Зедазенийским в начале VI века на месте бывшего здесь прежде капища идола Задена. Сохранившиеся до наших дней здания построены в VII-VIII вв. Известен святой источник, истекающий возле монастырского храма. В XVII веке монастырь пришёл в запустение и возрождён был только в 1849 году. К концу XIX века епископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь. В советское время, до 1946 г. в обители оставался смотрителем последний монах - о. Евфимий.

Икалто

Время основания : VI век.
Местонахождение : рядом с селом Икалто, в 7 км от Телави.
Святыни : мощи прп. Зенона Икалтийского.
История : Монастырь основан преподобным Зеноном Икалтийским. В XII веке св. царь Давид Строитель построил при нём Академию, которая была разрушена во время нападения войск шаха Аббаса I в 1616 г.

Кахтувни

Время основания : VIII-IX века.
Местонахождение : на левом берегу реки Кахтувни, Картли.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Древний монастырь опустел во время нашествия войск шаха Аббаса - братия покинула его, спрятав при этом чтимую икону Божией Матери. В XIX веке новые монахи по указанию свыше обрели спрятанную икону. Во время коммунистических гонений монастырь был закрыт и икону спрятал у себя кто-то из верующих, до сего времени она не найдена. В 1993 году здесь возобновилась богослужебная и монашеская жизнь.

Кватахеви

Время основания : ХII век.
Местонахождение : вблизи деревни Кавтисхеви, в 55 км. к западу от г. Тбилиси.
Современное состояние : не действует.
История : Основан в ХII веке, был значительно повреждён во время нашествия Тамердана в конце XIV века, полностью был восстановлен уже в середине XIX века.

Время основания : XII век.
Местонахождение : ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : сохранившийся доныне главный храм монастыря построен в конце XII века.

Козифа

Время основания : VII век.
Местонахождение : ущелье Дзами, недалеко от г. Гори.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Первая церковь была построена здесь в VII веке, позднее монастырь обстраивался в XIII столетии. В разные века от вражеских нашествий пострадало много монахов. В XVII веке монастырь упоминается как недействующий. Восстановление монастыря началось в 1997 году.

Мартвили

Время основания : VI-VII века.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Был основан на месте страдания древних мучеников. Монастырь на протяжении многих веков являлся религиозно-просветительским центром, здесь трудились Иоанн Гимнограф (X в.), архиепископ Иоанн (XI в.), святой Антоний (Цагарели) (XVII в.) и многие другие. Развитие и строительство монастыря было продолжено и в XIX веке. Его красотой восхищался святой Евфимий (Такаишвили) (+1953). После запустения советского времени монастырь снова открылся в 1998 г.

Моцамета

Время основания : X век.
Местонахождение : недалеко от г. Кутаиси
Современное состояние : не действует.
История : Главный храм посвящён в честь святых братьев-мучеников Давида и Константина Аргветских, погибших от рук арабского захватчика Мурвана Ибн Мухаммеда в VII веке. Здесь же, в монастыре, почивают их мощи.

Некреси

Время основания : IV век.
Местонахождение : за рекой Алазани в Кварельском районе Кахетии.
Современное состояние : недействующий монастырь.
История : сохранилась древнейшая базилика, построенная здесь в конце IV в. В VI веке святой Авив, один из прибывших из Сирии святых, стал епископом Некресским и имел здесь резиденцию. Монастырь являлся важным культурным центром Кахетии.

Питарети

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в районе Тетрицкаро, далеко от населённых пунктов.
Современное состояние : не действует.
История : построен в 1216-1222 г. во время правления царя Лаша-Георгия. После неоднократных набегов и разрений монастырь был закрыт в 1731 г. Здания сильно пострадали от землетрясения 1988 г.

Преображенский монастырь г. Тбилиси

Время основания : XVIII век.
Местонахождение : г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий женский монастырь.
История : В 1789 г. Церкви были переданы здания древней тюрьмы и дворца, где был основан монастырь, освящённый в 1824 г., а также духовная семинария и приходская школа. В этой обители долго жил святитель Александр (Окропиридзе), а с 1906 по 1908 - священноисповедник Амвросий (Хелая). При коммунистической власти монастырь был закрыт. В 1991 году возвращён Церкви, тогда же возобновилась в его стенах монашеская жизнь. С 2003 г. при нём действует школа сестёр милосердия.

Ркони

Время основания : VII век.
Современное состояние : не действует.
История : Строительство монастыря, начатое в VII веке, продолжилось и завершилось уже на протяжении XI-XII веков.

Время основания : XI век.
Местонахождение : г. Мцхета.
Современное состояние : действующий женский монастырь в честь Преображения Господня.
Святыни : мощи св. царя Мириана и св. царицы Наны, мощи св. Абибоса Некресского, мощи прп. Шио Мгвимского.
История : первый храм здесь был построен святым царём Мирианом, крестителем Иверии, который и был здесь погребён. Позднее образовался монастырь. В XIX веке при обители действовало женское училище. На территории монастыря погребён старец Гавриил, один из наиболее почитаемых подвижников нового времени, на могилу которого приходит множество паломников.

Сапара

Время основания : XIII век.
Местонахождение : в горах недалеко от Месхетии.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : основан святым Саввой в XIII веке.

Тимотес Убани

Время основания : XIII век.
Местонахождение : неподалеку от курорта Цагвери в Боржоми.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
История : Главная церковь была построена в X веке, а монастырские здания в XIII веке.

Время основания : VI век.
Местонахождение : на северном берегу р. Кура, примерно в 30 км от г. Тбилиси.
Современное состояние : действующий мужской монастырь.
Святыни : Мощи прп. Шио Мгвимского. В этой обители также почивают перенесённые сюда мощи шестисот преподобномучеников Давидо-Гареджийских.
История : основан преподобным Шио (Симеоном) Мгвимским, одним из тринадцати святых просветителей, пришедших в Грузию из Сирии в VI веке. Быстро стал крупнейшим грузинским монастырём. Старая церковь сохранилась с VI века, позднее были построены другие здания. Сохранившиеся фрески относятся к XVI веку. Монастырь был разорён при вторжении войск шаха Аббаса в 1616 г., шестьдесят лет спустя восстановлен, но в 1720 г. снова опустошён теперь уже турками. Впоследствии монастырь был снова возрождён, в советское время, как и другие, закрыт, а в настоящее время имеет новых насельников.

В Светлый, пасхальный, понедельник мы ходили с парижанкой Аллой (паломницей, которая тоже останавливалась в монастыре на Елеоне) на службу в Свято-Троицкий собор.

Он - в ведении Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Московского Патриархата.

2


В 7 часов утра в храме была Божественная литургия,



затем — Крестный ход вокруг собора.

1


1


1


Пел прекрасный хор Троице-Сергиевой Лавры, приехавший сюда.

1


Давно я не слышала такого чудесного пения!

Церковные службы Светлой седмицы — короткие.

Даже странно, ведь службы в Великий пост (в монастырях) длились по 5 и более часов утром и по 2-3 часа — вечером. А тут — где-то около часа.

Нам с Аллой после монастырских длинных служб с частыми земными поклонами (Великий пост ведь шел!) было как-то непривычно. Но - все Слава Богу!

Свято — Троицкий собор.

3


Строительство этого храма было начато в 1860-м году к северо-западу от Старого города. Совсем недалеко от него. Пешком можно дойти.

В 18-м веке русские паломники остро нуждались в своем русском храме, где они могли молиться на родном языке.

В этом, 2017-м, году, кстати сказать, празднуется 145 лет со дня освящения Свято — Троицкого собора.

Вообще этот 2017-й год богат на наши юбилеи в Иерусалиме.

Помимо 145-летнего юбилея в Свято-Троицком соборе, будет празднование 135 — летия со дня основания Императорского Православного Палестинского общества.

А также празднование 200 — летия со дня рождения архимандрита Антонина Капустина, первого начальника Русской Духовной миссии, который так много сделал для физического русского присутствия на Святой земле.

Он покупал земельные участки по всей Палестине, строил паломнические дома для русских православных людей, храмы, приюты.

После утренней службы в Свято-Троицком соборе мы с Аллой пошли в Старый город к Яффским воротам и встретили там паломницу, москвичку Марину, с которой мы имели «хождение по мукам» в Старом граде Иерусалиме в ночь перед схождением Благодатного Огня (я об этом подробно рассказывала в моей 6-й части).

Марина приехала в Иерусалим в… 16 (!) раз!

Она убедила нас идти в монастырь Святого Креста (еще монастырь называют монастырем Животворящего Креста), который построен на месте, где росло Древо, из которого впоследствии был сделан Крест Христов, на котором Его распяли.

Этот монастырь расположен в красивой долине Креста в западной части Иерусалима. Монастырь Святого Креста — по дороге на Хадассу (медцентр), как ехать в Русский Горненский монастырь, в район Эйн-Керем.

Этот монастырь расположен недалеко от Кнессета (израильского парламента). Эта часть Иерусалима называется Новым городом. И мы шли туда пешком от Старого города.

Монастырь Святого Креста — один из древнейших монастырей Иерусалима.

5


5

Очень величественный и красивый. Напоминает монастыри Афона.

Жаль, не догадалась прогуляться по окрестностям и издалека сделать снимок монастыря и его крепостных стен.

Действительно, внушающе. Очень похож на крепость: стены — из крупных блоков, небольшие окна, единственный вход — узкие и низкие ворота.

2

Его древние пожелтевшие от времени стены манят к себе…

2

Он очень долгое время был закрыт для всех.

И только в 1985-м, по распоряжению Патриарха Иерусалимского открыл свои двери посетителям.

Но перед тем, как мы переступим порог этого чудо-монастыря, расскажу кратко, тезисно, его историю

КЕМ И КОГДА БЫЛ ОСНОВАН МОНАСТЫРь?

Тут несколько легенд на сей счет:

1. В 4-м веке императором Св. Константином и его матерью Св. Еленой.

2. 4-й век. Грузинским христианским царем Мирианом 3-м, который совершил паломничество на Святую землю.

3. Монастырь построен в 6-м веке византийским императором Ираклием. Он победил персов и отнял у них Крест Господень, на котором Он был распят.

4. Был построен в годы царствования византийского императора Юстиниана в 6-м веке. Именно 6-й век был «золотым веком» монашества на Святой земле.

Видите, как много легенд возникновения этого монастыря, какой он древний?

Без сомнения то, что монастырь Святого Креста был основан в Византийский период истории Иерусалима.

В одной из рукописей библиотеки Иерусалимской Православной церкви упоминается этот монастырь и его местоположениe в 6 — 7-м веках.

Самым страшным для христиан было время арабского правления халифа аль-Хакима из династии Фатимидов. В 1009-м году по его приказу в Иерусалиме были разрушены большинство монастырей и церквей.

Были сильно разрушены и опустошены Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня - другое его название) и монастырь Святого Креста.

ВРЕМЕНА ГРУЗИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МОНАСТЫРЕМ

Пришедший в упадок монастырь после времен халифа аль-Хакима был вновь отстроен на средства грузинского царя Баграта 3-го и большими стараниями и талантом грузинского монаха с Афона Прохорa.

Это было до вступления крестоносцев в Иерусалим (до 1099 г.).

Монахи, населившие монастырь после восстановления его, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона, из Греции.

Oчень помогал грузинский царь Давид 4-й Строитель (жил около 1073-1125)

В то время в монастыре жили около 100 монахов. Монастырское хозяйство было крепким. Монастырь покупал все новые и новые земли себе.

Правда, когда пришли крестоносцы, поотнимали они земли православных в пользу католиков.

Особенно расцвел монастырь Святого Креста после того, как крестоносцы оставили Иерусалим.

В 12-м веке, в правление Грузией царицы Тамар, расцветал монастырь.

4


В Иерусалим прибыл грузинский знаменитый поэт Шота Руставели, написавший эпическую поэму «Витязь в тигровой шкуре». Царский двор послал его с миссией реставрации монастыря, пострадавшего после крестоносцев.

Во время пребывания Шота Руставели там число монахов значительно выросло. Много было ученых монахов, писавших богословские трактаты, переписывающих древние манускрипты.

При Шота Руставели были обновлены настенные фрески. Они были выполнены в иконографическом стиле.

4


Интересно, что сам поэт тоже был изображен на первой церковной колонне справа.

И что вы думаете? Я так увлеклась там колодцами и добыванием воды из них (рассказ и показ ниже), что не осмотрела по — хорошему настенные фрески в церкви и знаменитые мозаичные полихромные полы (там виден, говорят, даже древний мозаичный пол 6-го века). И я, балда, прошла мимо всей этой красоты! Естественно, фот нет. К великому моему сожалению. Даст Бог, в следующий мой приезд в Иерусалим снова пойду в этот монастырь тщательно лицезреть его красоту.

Но вернемся к Шота Руставели.

Есть еще одно предание, что не посылал его царский двор с поручениями в Иерусалим. Он сам прибыл сюда за гробом горячо любимой им царицей Тамар, которая завещала быть погребенной на Святой земле. И здесь царедворец Шота Руставели принял монашеский постриг. А затем с братией монастыря тоже расписывал стены церкви монастыря.

Есть версия, что именно в этом монастыре поэт написал своего «Витязя в тигровой шкуре». Говорят, что в этом монастыре он умер и похоронен прямо за алтарем. Но точное место его захоронения неизвестно.

Как, впрочем, и неизвестно погребена ли царица Тамар в этом монастыре. По одному из преданий, - да, погребена. По другому преданию, - она упокоилась в Гелатском монастыре в Грузии.

В монастыре Святого Креста есть единственный "автопортрет" Шота Руставели.

Он изобразил себя маленькой фигуркой, преклоняющейся перед двумя святыми- Максимом Исповедником (слева) и Иоанном Дамаскиным (справа). Здесь же — надпись на грузинском: «Расписавшему сей храм Шоте Руставели да простит Бог грехи, аминь. Руставели».

В 13-м веке пришли мамлюки, захватили монастырь, изгнали всех монахов из монастыря, церковь православную превратили в мечеть, а монастырь — в школу для дервишей.

Слава Богу, в этом же веке монастырь, церковь и его владения были возвращены православным вмешательством византийского императора Андроника 2-го.

Но монастырь был реорганизован. Монашеская грузинская община была устроена по образцу греческих православных общин Иерусалима того времени.

Монастырь процветал с начала 14-го и до начала 16-го веков. Потом Палестина перешла под власть турок.

До 16-го века в Иерусалиме было много грузинских монастырей. Не один только монастырь Святого Креста.

Но долг грузинской общины стал расти и достиг огромных размеров. Начали продавать земли, сдавать в аренду грузинские монастыри другим христианским общинам, которые стали со временем присваивать их себе.

В 17-м веке у грузинской общины в Иерусалиме оставался всего один монастырь — монастырь Святого Креста.

4


И тот вскоре попал в руки кредиторов.

Грузинских монахов оставалось очень мало в монастыре. Сам настоятель монастыря проживал в Грузии. Не в монастыре в Иерусалиме.

Монастырю в это тяжелое время помогла греческая Иерусалимская Православная Патриархия.

Долги монастыря ими были выплачены. И грузинский монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Монастырь стал принадлежать грекам.

Грузины владели монастырем 7 веков. Вы только вдумайтесь в эту цифру…

МОНАСТЫРь СВЯТОГО КРЕСТА С 18-ГО ВЕКА И ПО НАШИ ДНИ

В течение всего 18-го и до половины 19-го веков монастырь был действующим. Здесь проживало много монахов, несмотря на постоянные угрозы мусульман.

В 1848 году к Иерусалимскому Патриарху обратилась Русская Православная Церковь за разрешением об учреждении в монастыре Святого Креста Русской Dуховной миссии. Но у Иерусалимского Патриарха были свои виды на монастырь.

Здесь была образована богословская школа.

В 18-м веке было достроено 3 этажа, перестроена трапезная, переделаны монашеские кельи, создан музей.

Это был первый музей в Иерусалиме, где среди церковных экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки.

В бывшем (теперь уже можно так сказать) монастыре была крупнейшая библиотека во всей Палестине.

Богословская школа для подготовки духовенства действовала более 50-ти лет, до 1908 года, когда ее закрыли из-за экономических трудностей.

Многие десятилетия здесь проживал только один настоятель, который был и сторожем.

За эти долгие годы безвестности здание монастыря (и снаружи, и изнутри) было повреждено временем. Полихромные мозаичные полы разрушались, замечательные настенные росписи исчезали. Значительная часть памятников и древностей монастыря оказалась утраченной.

В 70-х годах прошлого века проводилось полное восстановление здания, частичная консервация настенных фресок.

С 1985 года — это монастырь-музей.

Вот такая долгая история монастыря Святого Креста. По которой можно и политическую жизнь страны отслеживать. Не только жизнь монастыря.

А теперь зайдем в монастырь и исследуем его.

2

Монастырь стоит на том месте, где, по преданию, Лот вырастил дерево из трех пород (сосна, кипарис и кедр).

Эти три дерева срослись так, что стали одним древом. И именно из этого Древа был сделан Крест Христов для Его распятия.

А было так, как рассказывает нам Библия.

Лот с семейством покинули проклятый Богом Содом, убегая в Сигор.

Его жена по пути оглянулась (а это было запрещено Господом) и превратилась в соляной столб.

Лот остался с двумя дочерьми и поселился в сигорской пещере.

Эти дочери думали, что Всевышний истребил весь род людской за грехи его и что остались только они втроем.

И дочери Лота, чтобы продлить род свой, напоили отца своего вином и соблазнили его. (Бытие., гл. 19) И родили от него каждая по сыну. От которых пошли моавитяне и аммонитяне.

Лот был в отчаянии, когда узнал, что натворили его дочери. И вот здесь заканчивается Святое писание о Лоте и продолжается его история в преданиях церкви.

Господь хотел наказать Лота за такой грех. Но потом Он дал Лоту 3 ростка и повелел посадить их, поливать и растить.

Лот 40 лет носил воду аж из Иордана и поливал деревья.

Они срослись в одно. И выросло то Крестное дерево.

Что только ни хотели из него сделать. Но ни для чего не подходило оно, потому что изначально это Dрево предназначалось для Крестного распятия Христа.

В этом монастыре есть место, где, по преданию, и росло Dрево Лота.

3


3


А еще там есть колодцы.

Мы нашли два на территории монастыря.

2

Один из них — в монастырской трапезной.

2

Мы даже сумели зачерпнуть эту воду из колодца и взять водицу с собой.

Но очень авантюрно у нас происходило добывание воды.

Мы увидели неподалеку восточный кувшин. Связали свои 5 головных платков узлами, привязали к кувшину и опустили его в колодец.

И воду мы добыли!

1

2

Хороша водица! Мы налили ее в бутылочки, что принесли с собой, испили водицы и даже умылись ею.

Трапезная — место, где отчетливо чувствовалось прошлое.

Там — каменные столы. За ними сидела братия, ела простую, непритязательную пищу, пили воду из колодца (вот из которого мы сейчас пьем!).

Во время трапезы монах нес послушание — громко читал молитвы. Так было положено. Слышу голос этого монаха из глубины веков…

Мы с паломницами пьем воду. Молчим…

3

Некреси - это небольшой симпатичный монастырь высоко на горе над Алазанской равниной. Сейчас это только монастырь на горе, раньше тут (под горой) был целый город. Основал монастырь Або Некрессский.

Монастырский комплекс Некреси состоит из нескольких потрясающих по красоте зданий, построенных в разные времена и эпохи. Самое раннее здание здесь - это церковь, построенная в конце IV века, в честь принятия Грузии христианства в качестве основной национальной религии.Спустя несколько десятков лет, в конце VI - начале VII века здесь был воздвигнут главный храм, освящённый в честь Пресвятой Девы. Кроме этих храмов, здесь сегодня можно также видеть большую Купольную церковь, построенную в IX веке, и Епископский дворец, построенный XVI веке.

Сохранились небольшая трехнефная базилика (конца IV в.), построенная во время правления царя Трдата, старшего сына царя Мириана. Церковь построена из грубо отёсаного камня и стоит на фундаменте, преобразованном в гробницу. Это строение называется базиликой только исходя из её внешних форм. Центральный неф завершающийся формой подковы и формировавший апсиду на востоке узок и высок. Он связан с проходами через широкие подковообразные арки.

Монастырский комплекс Некреси интересен своими фресками,видами на Алазанскую долину.На территории монастырского комплекса есть источник воды.

Монастырь Джвари

Если вы любите посещать религиозные святыни разных стран, то Вам непременно нужно посетить старейший монастырь Джвари, расположенный на вершине грузинской горы между реками Арагвы и Курой. Этот памятник грузинской средневековой архитектуры внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И, действительно, посмотреть есть на что!

«Крест» - вот что обозначает «Джвари» в переводе с грузинского. На пике этой горы ещё в IV столетии Святая Нино воздвигла деревянный крест как символ победы христианской веры над языческой. По легенде, Крест помогал исцелять верующих от болезней, привлекая все больше паломников. Спустя два столетия на его месте построили небольшую церковь в форме тетраконха, напоминающий удлиненный крест с полукруглыми абсидами на концах. Храм построили так, чтобы деревянный Крест разместить внутри. Кстати, до наших дней сохранился пьедестал Креста. Впоследствии, рядом с церковью возник и монастырь, ставший религиозным центром Грузии.

В настоящее время, обитель восстановили после советского лихолетья. Здесь всегда рады приветствовать верующих и просто туристов. Вблизи монастыря находится Дерево желаний, на который туристы повязывают ленты. Добраться до монастыря можно на маршрутном такси (направление: Мцхета-Джвари).

Монастырь Самтавро

Вы можете удивиться культурно-историческому наследию Грузии, если посетите древнейшие православные святыни этой страны. Так, на слиянии двух рек - Мтквари и Арагви - расположен монастырь Самтавро, включающий Самтавро-Преображенскую церковь и здания женского монастыря Святой Нино. В историографических источниках этот монастырь назывался вторым Иерусалимом.

По преданию, самая первая церковь была построена на месте ежевичника - особое место, куда Святая Нино приходила для уединенной молитвы. Впоследствии, в эпоху правления царя Мириана началось возведение храма Самтавро. Этот огромный и «лепотной» храм несколько раз обновлялся и восстанавливался после разрушительных нападений Тамерлана и землетрясения 1283 года. Название «самтавро» не случайно и значит «мтавари-глава». Это связано с тем, что изначально это место стал усыпальницей предстоятелей церкви. Первыми были похоронены святой Мириан и святая Наны как первосвятители Грузии.

В настоящее время паломники и туристы могут посетить Преображенский храм и малую церковь св. Нино, помолится в церквях св. Иоанна Крестителя и Иоанна Златоуста, восхититься великолепием храмового иконостаса XV века и изумительными фресками XVII века. Для верующих будут интересны посещение и прикосновение к православным святыням: чудотворным иконам Иверской Божьей Матери и святой Нино, мощи святого Абибоса Некресского и святого Шио Мгвимского. Кроме этого, на территории монастыря находится могила грузинского старца Гавриила, известного своей прозорливостью.

Девичий монастырь Тбилиси

Девичий монастырь города Тбилиси еще до постройки относился к Армянской Апостольской Церкви, но в конце XX века его захватила Грузинская. Он был построен в 1727 году по инициативе Мелик-Ашхарбека, который не сумел довести дело до конца, так как в 1724 году погиб в сражении с турками. На его место пришел сын Мелик-ага, решивший продолжить дело отца. Он был участником индийского похода и вложил все собранные деньги в постройку девичьего монастыря, став ктитором здания. Также Мелик-ага принимал участие и в строительной части.

Святое здание было размещено недалеко от его жилища, раньше в его честь называли целые кварталы. После окончания строения в монастырь были приглашены две монахини из Церкви Святой Екатерины в Новой Джуге. Девичий монастырь был выложен из красного кирпича с венчающей сооружение колокольней. Небольшую башню было видно издалека благодаря яркому куполу и узким, но длинным окнам.

Шио-Мгвимский монастырь

Шио-Мгвимский монастырь – это старинный монастырь и архитектурный комплекс, расположенный неподалеку от города Мцхета.

Монастырь был основан в VI веке одним из ассирийских христианских миссионеров святым Шио. Первой постройкой был храм Святого Иоанна Крестителя.

Монастырь быстро стал крупнейшей монашеской общиной, уже к концу VI века он насчитывал в своих рядах около 2000 монахов.

Монастырь неоднократно опустошался и разрушался. В середине XV века при правлении царя Георгия VIII монастырь вместе со всеми землями был передан семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, и до начала XIX века являлся их семейной усыпальницей.

В советское время монастырь был закрыт, но сейчас он является действующим и по-прежнему привлекает паломников.


Достопримечательности Тбилиси

error: