Пещера альтамира, испания. Изображение бизона. роспись в пещере альтамира. испания История открытия пещеры альтамира

В 1879 году в пещере Альтамира на севере Испании, в провинции Сантандер впервые были обнаружены настенные рисунки времен эпохи палеолита. Ученые установили, что на каменных стенах пещеры присутствуют несколько археологических слоев. Самые ранние рисунки были выполнены более 18 тысяч лет назад!
На потолке пещеры Альтамира более 15 тыс. лет назад первобытные художники изобразили более 150 рисунков: бизонов, лошадей, оленей, кабанов и колдунов получеловеческого, полуживотного облика. При этом каждое животное нарисовано превосходно, с необходимой экспрессией: например, бизоны здесь изображены пасущимися, бегущими, лежащими или ранеными. Но какая-либо общая композиция отсутствует, так что многие изображения накладываются одно на другое. Наскальная была обнаружена и в других частях пещеры, протянувшейся под землей почти на 380 м. Некоторые рисунки, оставленные на потолках ее низких коридоров, удобнее рассматривать лежа на спине (так говорится в путеводителях). В отличие от более древних наскальных рисунков, выполненных в простейшей контурной манере, изображения в Альтамире имеют темный контур, и закрашены красной и желтой красками с различной силой тональной насыщенности, что придает фигурам объем.
Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит, пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит), марганца (псиломелан) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).
Росписи пещеры Альтамира - яркий пример монументального первобытного реализма. Долгое время многие расценивали наскальную живопись Альтамиры как подделку, но в начале XX в. подлинность ее была окончательно доказана.
История научного открытия палеолитической живописи драматична. В 1868 г в узкую трещину на склоне холма Альтамира попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. Выдающиеся археологи того времени не признали подлинности находок Саутуолы, и в 1888 году, осмеянный и забытый, Саутуола скончался. Только в 1902 г его открытие признали и публично извинились.
Признание Альтамиры вызвало "цепную реакцию открытий". В 1901 г была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей). В 1912 г в пещере "Трех братьев" (сыновей французского археолога Бегуэна) - рисунки оленей и человека в маске. В 1940 г - непревзойденная Ласко с монохромной и полихромной росписью изображений диких лошадей, быков, оленей, горных козлов, мужчины с птичьей головой, лежащего перед убитым им бизоном.
Только во Франции сейчас известно более 130 пещер с позднепалеолитической живописью. Открыты они и в других странах: Испании (Гибралтарская), Греции (Левкадская), Италии (Басуа), Румынии (Пэдуря), России (Капова, Игнатьевская, М. Сыя), Монголии (Гурван Цэнхэр), Индии (Бимбетка, Кришны) и др. Поражает близость датировок рисунков: 35-10 тыс. лет до н. э. Правда, и здесь иногда бывают непонятные исключения. В 1971 г в Западном Иране отрыта значительно более древняя позднепалеолитическая живопись (60-40 тыс. лет). Приведенные данные убедительно свидетельствуют об отсутствии одного центра формирования культуры первобытного человека. "Школа живописи" находилась не только в окрестностях Пиренеев. Она имела "филиалы" в Кантабрийских и Динарских горах, на Урале и в отрогах Гималаев, на Кавказе, Эльбрусе... В 1985 г. сенсационное открытие на берегу Средиземного моря сделал аквалангист А. Коске. На глубине 36 м он обнаружил щель в скале, обрамленную кораллами и водорослями. Наклонный тоннель через 150 м вывел его в большой зал. В 1990-1991 гг на его стенах были найдены изображения человеческих рук, десятки рисунков лошадей, бизонов, тюленей...

Знаменитые художники Греции

Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела - в телесный цвет, одежда - в и синий, оружие - в золотой. Глаза мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не вырезались, а писались по мрамору краской. Храмы тоже не были целиком белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в , и на этом фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.
Самыми знаменитыми в художественной были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию. "Не могу, - ответил Паррасий, - оно-то у меня и нарисовано". Зевксис склонил голову. "Ты победил! - сказал он. - Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца".
Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто другой. Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетелись клевать ягоды, а народ был в восторге. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: "Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам".
У Апеллеса с Протогеном было необычное состязание. Апеллес, желая увидеть картины Протогена, приплыл в Родос и сразу же направился в мастерскую художника, но не застал его дома. Он взял кисть, набрал желтой краски и провел по его стене тонкую-тонкую черту. Вернувшийся Протоген воскликнул: "Только Апеллес мог писать так тонко!" - схватил кисть и провел поверх Апеллесовой черты свою, более тонкую - красную. На другой день опять пришел Апеллес, увидел эту черту и вписал в них еще одну, черную, самую тонкую и тогда Протоген признал себя побежденным. Кусок стены, где состязались два художника, потом вырезали и бережно хранили. В галерее римского императора Августа среди многофигурных мифологических картин этот белый квадрат с тремя цветными линиями казался совсем пустым - и оттого вызывал особенный восторг.
Когда Апеллеса спрашивали, кто пишет лучше, он или Протоген, Апеллес отвечал: "Владеем кистью мы одинаково, но класть кисть вовремя лучше умею я". Это означало, что слишком долгая работа над картиной бывает вредна. Правилом Апеллеса было: "ни дня без черты!"
Однажды Александр Македонский посмотрел на свой портрет на коне и стал критиковать. А конь Александра посмотрел на нарисованного коня, потянулся к нему и заржал. "Видишь, царь, - сказал Апеллес, - конь твой разбирается в живописи лучше, чем ты".

Литература: Михаил Гаспаров, Занимательная Греция

Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

Где находится

Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14 о С. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м 2 , полностью покрыт цветными рисунками животных.


Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам во Франции.

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.


Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.


«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием . Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.


Копия потолка Большого Зала

Научные споры

Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.


К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.


1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Возраст рисунков

Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.

Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

Как рисовал первобытный человек

Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый в истории человечества.

Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.


Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.


Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.

Копия пещеры Альтамира

Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.

Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.


В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.


Как попасть в пещеру Альтамира

С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.

Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.

Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.

У пещеры Альтамира, которая находится в Испании, очень интересная история. Я узнала о ней, побывав в тех краях на экскурсии. Итак, когда в 1879 году в столице Франции была организована Всемирная выставка, испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола поразили фигурки животных, разные поделки, которые ранее нашли археологи. И Марселино захотелось найти что-то похожее.

Вернувшись на родину, Саутуола вспомнил про недавно найденную пещеру в Испании. Она была совершенно неприметной и заросла кустарником. Тёмные коридоры и мрачные залы одновременно и привлекали и пугали. Но Марселино всё равно решился найти там доказательства жизни древних людей. Однажды Саутуола даже пошёл в пещеру вместе со своей дочерью Марией. И именно ей удалось найти рисунки на стенах пещеры.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок - угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне - кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

Самые темпераментные девушки в мире - . Не упустите возможность поподробнее почитать про это.

Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

По прибытии в музее можно приобрести билеты в кассах. Детям до 18 лет вход свободный. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Также в пещере Альтамира регулярно проводятся бесплатные экскурсии для детей, если вы захотите познакомить своих детей с наскальной живописью заранее, покажите им небольшое видео.

http://youtu.be/TB3U4TywM2U

Не менее важной достопримечательностью Испании является . Она находится на расстоянии пятьдесят километров от Барселоны (столица Каталонии). Что же значит это слово с каталонского?

Разрезанные или зубчатые горы. И они действительно так выглядят. Там, где сейчас находится Каталония, много лет назад было море, которое спустя продолжительное время стало горным хребтом. Пиренеи образовались после схождения ледника. Монсеррат было суждено отколоться от главного хребта, теперь она стоит в одиночестве.

Альтамира (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Испанию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В испанской провинции Кантабрия находится одна из самых известных в мире пещер - Альтамира (La cueva de Altamira). Знаменита она разноцветными наскальными рисунками, выполненными в эпоху верхнего палеолита (примерно в 15-10 тысячелетии до нашей эры), а еще драматической историей, связанной с ее открытием.

Владельцем участка земли, на котором находится пещера, был испанский гранд граф Марселино Санз де Саутуола. Пещеру знали все в округе: пастухи прятались в ней от дождя, охотники располагались на отдых. Но однажды, зайдя в пещеру во время прогулки, дочь графа обратила внимание отца на трудно различимые разноцветные пятна, которые, казалось, складывались в очертания зверей. Девочка разглядела быков, лошадей, бизонов, оленей. Казалось бы, это удивительная находка, но тот день стал для семьи началом злоключений.

Граф был археологом-любителем, он предположил, что рисунки относятся к каменному веку, и вместе со своим другом выступил с публикацией в прессе. Но все крупные специалисты того времени в один голос заявили, что это фальсификация, привели множество аргументов и обвинили Саутуолу в том, что он умышленно попытался ввести уважаемых ученых в заблуждение. Гордый аристократ с трудом перенес обвинения и оскорбления, а спустя 15 лет после его смерти все оппоненты вынуждены были признать свою неправоту и согласиться с тем, что рисунки действительно относятся к эпохе палеолита.

17 тысяч лет назад первобытные художники использовали приемы, которые позже, в 19 в., «открыли» художники-импрессионисты.

Рисунки пещеры Альтамира

Удивительная живопись пещеры Альтамира поражает воображение. Плафон - низкий потолок одного из залов пещеры - занимает площадь около 100 кв. м. Вся она покрыта изображениями более двадцати животных, причем роспись искусно вписана в рельеф поверхности: животные изображены на выпуклостях, благодаря чему создается ощущение объема. До сих пор идут споры, является ли эта великолепная картина реализацией определенного замысла или здесь просто «накопились» рисунки, сделанные в разное время. Не пришли ученые к единому мнению и о количестве авторов росписи.

Рисунок на потолке органично дополняют изображения животных на стенах. Поражает твердость руки, создавшей этот шедевр: все линии проведены без поправок, единым росчерком, очень динамичны и прекрасно передают движение животных. Природные красители - охра, марганец, каолин, гематит - позволили создать выразительную цветовую гамму. Удивительно, но 17 000 лет назад первобытные художники использовали те приемы, которые позже, в 19 веке «открыли» художники-импрессионисты.

Новейшие исследования показали, что между созданием первого и последнего рисунка прошло от 200 до 500 лет.

Как посетить

С 1985 г. пещера Альтамира включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр человеческого созидательного гения. Каждый, кто интересуется древней историей, счел бы за большую удачу побывать в этой пещере, но сейчас доступ в нее ограничен. Чтобы уберечь драгоценное свидетельство о древних людей, в пещеру пускают лишь несколько человек в сутки, для этого надо получить специальное разрешение. Очередь посетителей расписана на три года вперед.

Копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, а также в Японии.

Фанаты археологии могут прогуляться рядом с Альтамирой, а также заглянуть в «припещерный» музей, в котором выставляются копии рисунков. Входной билет - 3 EUR. Стоит отправиться в Сантандер , город находится всего в 30 км от пещеры. музея .

Время работы музея

  • Со вторника по субботу:
    • с мая по октябрь - с 9:30 до 20:00;
    • с ноября по апрель - с 9:30 до 18:00.
  • Воскресенье и праздничные дни - с 9:30 до 15:00.

Пещера Альтамира расположена в горах области Кантабрия, входящей в состав современной Испании. В 1868 году около деревушки Ресантиньяно – дель – Марр местный пастух обнаружил пещеру. Для пастуха и его друзей пещера стала великолепным убежищем.

Но спустя 11 лет Мария, дочь землевладельца решила копнуть чуточку глубже и обнаружила нечто вроде Сикстинской капеллы Мадленской культуры. Пещерные шедевры в Альтамире предшествовали гениальным творениям Микеланджело более чем на 11 000 лет. Сегодня эти наскальные рисунки породили множество вопросов, касающихся как технологии их создания, так и людей, принадлежавших к Мадленской культуре. Ведь в пещере на стенах имеется целая галерея рисунков, на которых изображены животные, причем изображения живописные, то есть, раскрашены в разные яркие цвета.

Благодаря обособленному местонахождению и обвалу, произошедшему в пещере много лет назад, под грудой обломков оказались погребены некоторые предметы, позволившие ответить на вопросы, каким образом были сделаны эти рисунки в эпоху верхнего палеолита и кто сотворил это чудо.

Под обвалом были обнаружены древние, прекрасно сохранившиеся орудия труда, остатки пищи и очаг, живших здесь людей, рисунки которых великолепно выдержали испытание временем. Потолок пещеры расписан огромными изображениями бизонов, на которых охотились, как ради мяса, так и ради шкуры и костей животного, которые использовались для изготовления одежды и орудий труда.

Быт местных жителей не сильно отличался от быта других кочующих групп пещерных жителей того периода. Но отличал их высокий уровень искусства. В Европе есть и другие наскальные рисунки, но они не идут ни в какое сравнение с искусными изображениями. Мастерство людей развивалось постепенно: от примитивных мазков, нанесенных пальцами на глинистую поверхность, до простых фигур людей с головами животных и таких шедевров, как бизон, олень и конь. И на этом уровне художникам Альтамиры нет равных.

Там, где другие художники использовали один цвет, мастера пещеры Альтамира рисовали изображение животного, смешивая аж три цвета – желтую охру, красный и черный, тем самым создавая невероятное разнообразие текстур шкуры и гривы бизонов. В отличие от других наскальные рисунки этого периода, написанные на плоской поверхности, художники использовали неровную поверхность стен, чтобы придать динамизм своим творениям, удивительным образом оживляя их движения.

Еще одно свидетельство превосходства художников Альтамиры заключается в точности физических пропорций животных, особенно заметной в потрясающих изображениях благородных оленей. Есть еще кое-что, что делает эти рисунки уникальными, а точнее отсутствие сажи. Это и есть одна из загадок. Что же использовали древние художники, если не пылающие факелы или масляные лампады, как их современники эпохи палеолита?

Эти тайны наши языческие предки унесли с собой, покинув пещеру тысячи лет назад. Были ли эти рисунки простым свидетельством сцен охоты или попыткой обессмертить духи животных, на которых они охотились ради выживания?

Сегодня существует версия о том, что рисунки являются фальшивкой, современной подделкой, которая создана с целью привлечения внимания и, как следствие, туристов. Вообще существует версия, что все наскальные рисунки сделаны не древними людьми, а вполне современными для поддержания интереса к различным природным объектам, а также в виде доказательства о реальном существовании первобытного человека.Кем бы ни были сделаны рисунки, они все равно прекрасны, поэтому на них стоит взглянуть.

(Visited 152 times, 1 visits today)

error: