Что такое морской каяк? Классические каяки Sit-in. Виды, типы, применение Морская рыбалка на каяке

Каяк

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке

Эскимосский каяк

Кая́к или байдарка - тип гребной лодки , одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики . Каяк - у эскимосов , байдарка - у алеутов . Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заостренные и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке заимствованного термина «каяк». Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются «байдарка », тогда как в английском все обозначается словом kayak . Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Ссылки

  • Разница между каяком, байдаркой и каноэ (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Каяк" в других словарях:

    Каяк - тип гребной лодки, закрытый вариант каноэ. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Основных отличий каяка от каноэ два: на каяке гребут при помощи… … Энциклопедия туриста

    - [эским.] – маленькая кожаная крытая лодка с двупёрым веслом у эскимосов, чукчей и коряков Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. каяк яка, м. (эск. kajak). У эскимосов и алеутов: промысловая морская лодка с корпусом,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Одноместная лодка у народов Севера каркас, обтянутый кожей, с двух, реже однолопастным веслом … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 лодка (122) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Одноместная лодка, приводимая в движение веслом с двумя лопастями Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КАЯК - промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими вёслами… … Этнографический словарь

    каяк - каяк, промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ ), qayaq (от qai - «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

Эскимосский (Инуит) охотник на морских котиков, вооруженный гарпуном, в каяке

Эскимосский каяк

Кая́к - тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики , то же, что промысловая байдарка . Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ ), qayaq (от qai - «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

Современный сплавной каяк из прочного пластика легко выдерживает удары о камни. Видна юбка, закрывающая посадочное место от попадания воды внутрь каяка.

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций [ ] , а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки, т. н. sit-on-top kayak , не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк [ | ]

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большая длина, (ориентировочно, 5 и более метров), а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Морские каяки более вытянутые, что облегчает передвижение по прямой. Также они имеют больший объём для перевозки вещей.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы держать курс, в том числе на волнении, не «зарываться» в волну. Назначение морского каяка - использование в прибрежной зоне в различных погодных условиях - волнение, ветер, прибой и т. п. Поэтому основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках могут устанавливаться руль, эластичные элементы обвязки для закрепления различных предметов на деке (например, запасное весло, бутылка с водой, картографические материалы, другое походное оборудование и т. п.), леерную обвязку по периметру борта. Конструкция каяка может предусматривать специальное место для установки компаса, GPS-приемника.

Все современные морские каяки имеют герметичные отсеки, используемые в качестве места для хранения груза. Общая емкость таких отсеков может достигать значительной величины (100-200 литров), что позволяет перемещать весь необходимый для многодневных автономных экспедиций груз. Кроме того, наличие герметичных отсеков позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Некоторые модели морских каяков позволяют устанавливать на них аутригеры.

Использование термина [ | ]

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке «кайəк» означает большую лодку.

См. также [ | ]

Ссылки [ | ]

Термин «каяк» ассоциируется у большинства людей с самобытным национальным средством передвижения по водной поверхности. Это действительно так, но технические принципы изготовления конструкции данной лодки сегодня распространены по всему миру и отчасти унифицированы. То есть для понимания, что такое каяк, следует в первую очередь обратиться к традициям народов Арктики, но вместе с этим рассматривать и современную байдарку, в которой повторяются конструкционные черты лодки.

Что представляет собой каяк?

На сегодняшний день существует множество версий и модификаций данного средства, но все они подходят под категорию гребных лодок. Традиция же изготовления именно такой конструкции пошла от алеутов и эскимосов. В ответе на вопрос о том, что такое каяк, важно также отметить, что он бывает одно-, двух- и трехместным. Модели, изготавливаемые промышленным способом, окончательно оформили принципы изготовления основы лодки как каркасно-поддувной конструкции. Корпус каяка имеет довольно сложное устройство, при этом в зависимости от модификации его параметры могут корректироваться в соответствии с назначением. В простейших версиях каяк представляет собой обводную конструкцию с наличием нескольких дуг, вязанных основой из пластика, древесины или других материалов.

Эскимосский каяк

Это классическая лодка из которой и произошли современные байдарки и каяки. Фото, представленное выше, как раз иллюстрирует традиционную В качестве материалов изготовления таких средств используются кожи тюленей и моржей, которыми в дальнейшем обтягиваются каркасы лодок. Основу же составляет конструкция из древесины или костей. Восточные эскимосы также используют для формирования каркаса китовый ус. Все стыки, крепежи и участки сшива выполняются из жил морских животных.

Если же рассматривать вопрос о том, что такое каяк у эскимосов с точки зрения функционального применения, то в первую очередь речь пойдет об охоте и рыбалке. Именно для этих целей применялись и сегодня применяются национальные лодки в Арктике. Однако, за пределами региона у каяка появились и другие назначения.

Спортивный каяк

Спортивные модели с эскимосскими объединяет только форма и некоторые конструкционные элементы. Различия обусловлены характером применения. Каяк спортивного назначения используется в водном туризме. С помощью такого средства можно выполнять гребной слалом, плавать по бурным рекам, участвовать в водных родео и т. д. Соответственно, традиционные методы изготовления конструкции для такой лодки не годятся. Производители используют для этой цели более прочные материалы, такие как полипропилен, поливинилхлорид и углепластик. Новые технологии позволяют обеспечить лодке высокую прочность, но без значительного увеличения в массе. В результате достигаются оптимальные характеристики, позволяющие безопасно эксплуатировать каяки. Фото с примером такой модели представлено ниже.

Надувные модели

Каяки данной модификации являются наиболее современными, обеспечивают удобство в эксплуатации и недорого стоят. Существует два типа таких каяков:

  • Модели с двухслойной конструкцией. В данном случае лодка имеет каркас в виде плотной оболочки из поливинилхлорида и вставные баллоны, благодаря которым лодка и получила название надувной;
  • Монобаллонные версии. Такой надувной каяк не имеет внутренних интегрированных баллонов. Их функцию выполняет сама ткань поливинилхлорида, в которой содержится газовая смесь.

Отличия от байдарки и каноэ

Хотя байдарку часто относят к группе каяков, жесткая классификация этого не допускает. В данном случае следует рассматривать возможности вместимости данной лодки. В классическом представлении каяк двухместный - это и есть байдарка, которая между тем изготавливается только промышленным способом. То есть эскимосские лодки никак нельзя назвать байдарками. Отличия с каноэ более принципиальны. Во-первых, на такой лодке не используются двулопастные весла, что характерно и для каяков, и для байдарок. Во-вторых, есть разница в расположении гребца. На каноэ практически нет правил относительно удобства положения - человек может сидеть на сиденье или на коленках. В свою очередь, каяк предполагает, что гребец будет располагаться сидя на ягодицах.

Особенности эксплуатации

Каждый раз при использовании каяка пользователь должен выполнить несколько операций, в числе которых сборно-разборочные действия и сушка. И это не говоря о необходимости выполнения ремонтных процедур, которые могут иметь место после применения лодки. К примеру, надувной каяк может потребовать коррекции положения баллонов с воздухом или восстановления поврежденного участка в поливинилхлоридной ткани. Но и в случае использования каркасно-поддувных моделей работы у пользователя не меньше. Основные трудности связаны как раз со сборочным процессом, но и регулярность ремонта в данном случае не реже, чем у надувных аналогов. Это обусловлено именно сложностью конструкции, нарушения в которой не являются редкостью - особенно в жестком режиме эксплуатации.

Весла для каяка

Хотя основное внимание при выборе и оценке технико-эксплуатационных возможностей лодки уделяется ее конструкции, многое зависит от весел. Для каяков применяются современные байдарочные модели. Одним из ключевых критериев выбора является право- и леворучность весла. Далее учитывается сама форма лопастей - бывают симметричные и асимметричные версии. Первая разновидность требует больше сил от гребца, но стоит дешевле. Сложная форма, которой обладает асимметричное весло для каяка, позволяет грести дольше и экономит энергию пользователя. Но стоят такие модели дороже.

Чтобы не прогадать в технических тонкостях при выборе данного аксессуара, следует изначально ориентироваться по модельным линейкам, рассчитанным на конкретные виды каякинга. Например, если лодка-каяк будет использоваться для прогулок без экстрима, это могут быть рекреационные весла. Для совершения экспедиций стоит предпочесть туринговые модели, а для гребли и слалома подойдут спортивные модификации.

Заключение

Необычный вид каяка, его конструкционные особенности и функциональные возможности сформировались в Арктике. Это произошло во времена, когда еще не было технологичных материалов вроде поливинилхлорида и углепластика в виде карбона. Однако вопрос о том, что такое каяк в наши дни, подразумевает более широкое представление об этой лодке. Достаточно вспомнить о разнообразии областей применения каяка - от рыбной ловли до спортивного слалома. Разумеется, именно задачи, которые стоят перед лодкой, определяют и технологии ее изготовления. Так, если раньше производители улучшали характеристики каяка только за счет введения более практичных и надежных материалов, то сегодня меняется и конструкция каяка. В конечном итоге лодка обретает высокие показатели прочности, долговечности, а также обеспечивает соответствующий уровень безопасности для самого гребца. Стоит отметить, что наряду с модернизацией лодок повышаются и требования к экипировке как в плане надежности, так и в отношении ее функциональности и практичности.

Как известно (см. пост ниже) - каяки были придуманы еще задолго до нащей эры. Это были каяки с посадкой гребца внутри каяка. С тех пор много изменилось и каяки стали очень разнообразные, но все же основные черты каяка сохранились.

Классические каяки во всем мире принято называть каяками типа "Sit-in" (с англ. - "сидеть внутри" ).

Каяки sit-in - Это традиционные каяки, в которых гребец (гребец) расположен наполовину внутри корпуса каяка, ноги каякеров "спрятаны" под палубой каяка внутри.

В зависимости от конструктивных особенностей корпуса и материалов, из которых сделан каяк, каяки sit-in бывают следующих видов:

Разборные, или каркасные каяки - Собственно их принято называть "байдарками ". Обычно каркасные байдарки, состоят из прочного и легкого металлического или деревянного каркаса и "кожи", которая натягивается на каркас. Сегодня функцию кожи выполняют синтетические материалы, которые являются более долговечными и не требуют такого тщательного ухода. Главным назначением каркасных байдарок является, как и у их исторических предшественников - перевозка значительных грузов на большие расстояния.
Неоспоримым преимуществом каркасных байдарок является возможность их компактного складывания (сборки), хранения и перевозки, однако на этом, вроде все преимущества и заканчиваются. Для того чтобы собрать каркасную байдарку и подготовить ее к спуску на воду одному человеку требуется в среднем от 0,5 до 1 часа времени или больше, в зависимости от опыта байдарочника и модели байдарки, которая используется. Другая общая для каркасных каяков проблема - это обеспечение симметричности расположения носовой и кормовой частей каркаса относительно оболочки (кожи), здесь имеет значение то, как сшита кожа байдарки. Третьей проблемой каркасных байдарок является их "неуниверсальность": каркасная байдарка не является плавсредством для бурной воды, она недостаточно живучая - контакты с камнями являются внештатными случаями эксплуатации и часто приводят к повреждению оболочки, а на бурной воде контакта с камнями избежать невозможно. Каркасные байдарки недостаточно непотопляемые - у них нет герметичных камер (отсеков), как в современных пластиковых каяках. Они недостаточно управляемые из-за отсутствия жесткости корпуса. Довольно большие габариты и низкая свободная посадка гребец не позволяют задействовать тело в управлении каркасной байдаркой.

Если против столкновений с камнями пытаются принимать меры - доработка шкуры или подкладывание пены, а для оказания эффекта непотопаемости подкладывают емкости (надувные камеры и т.п.), то против "неуклюжести" каркасной байдарки практически ничего невозможно поделать. Большие по размерам каркасные байдарки не предназначены для резких маневров. Их целевое назначение - движение в спокойной или даже стоячей воде по относительно прямолинейной траектории.

Надувные каяки - В некоторой степени похожи по своему принципу на надувные лодки, однако они более узкие и длинные. В общем, основным недостатком некоторых надувных каяков является прогиб каяка в месте посадки гребца под его собственным весом, что вызывает задирание носа и кормы каяка. Особенно эта проблема может быть выражена в одноместных каяках, где сидение расположено по середине каяка. Во избежание этого эффекта каяк должен быть равномерно нагружен по всей длине. Очевидным преимуществом надувных каяков является их непотопаемость, большая грузоподъемность а также компактность в сдутом виде. Среди недостатков можно выделить недолговечность - как и любые синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Также возможны прорезы или прокалывания камер каяка. Немного неудобным может оказаться тот факт, что в надувных каяках нет камер для хранения вещей, иногда они могут заменяться карманами, но все же места у них значительно меньше, чем в каркасных байдарок и неразборных каяков. Выпускаются также модели с немного расширенным дном, но тогда такой каяк уже мало чем отличается от обычной надувной лодки. Могут возникать трудности при использовании надувных каяков в ветреную погоду - надувной каяк довольно легкий и практически "лежит на воде", что приводит к большой парусности, поэтому в ветреную погоду грести на надувном каяке против ветра крайне тяжело, не говоря уже о направлении движения - оно меняется с направлением порывов ветра.

Неразборные каяки - маломерные суда, которые отличаются от всех предыдущих типов, в первую очередь, почти полностью закрытым корпусом. Имеется лишь относительно небольшое отверстие (кокпит) где, расположенное сиденье гребец, и куда собственно, садится последний. В зависимости от назначения каяка размеры могут существенно колебаться: от 2,5 м до 5 м и более в длину а также от 45-48 см. до 70 см и более в ширину.
Неразборные каяки sit-in изготавливаются преимущественно из полимерных материалов, стеклополимеров, карбона, кевлара, полиэтилена, композитных материалов, полиэстера и др. На сегодняшний день неразборные каяки являются безоговорочными лидерами в мире каякинга и именно они приходят в голову в первую очередь при упоминании слова "каяк".

Преимуществами неразборных каяков (в первую очередь - пластиковых) является их долговечность и износостойкость. Современные полимерные материалы могут выдерживать большие нагрузки при резких ударах и столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями (ракушник, битое стекло и т.д.), которые оставляют только царапины на прочном корпусе каяка.
Преимуществом также являются свойства материалов, из которых изготовлены современные каяки - это, в первую очередь, термоизоляция, а также т.н. "память" - при сильных резких столкновениях на корпусе каяках возможны вмятины, для их устранения достаточно просто поставить каяк на солнце и материал восстановит свою форму - вмятины выровняются.
Другим существенным преимуществом корпусных каяков является возможность использовать массу всего тела для управления каяком. Относительно узкий кокпит у многих моделей каяков и жесткий корпус каяка позволяют передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, легче контролировать крен, осуществлять повороты, а в случае переворачивания - осуществлять т.н. "Эскимосских переворот" (eskimo roll) - то есть возвращаться обратно в предыдущее положение над водой с помощью определенных движений с использованием весла не покидая при этом каяк.

При правильно сделанном выборе каяка его можно использовать в большинстве вод без существенного снижения ходовых характеристик, однако на практике все же есть разделение, где именно характер водной стихии определяет основные характеристики каяка. Поэтому основное, что нужно знать перед покупкой каяка - это воды в которых Вы будете плавать на нем.

Если кратко - морские и экспедиционные каяки можно использовать повсеместно, за исключением малых рек и бурной воды через их большие размеры, которые в среднем составляют 4-5м, что почти исключает вхождения в резкие повороты и резкие стоки или водопады. В свою очередь каяки для белой воды можно с успехом использовать для катания на морских волнах, однако они несколько неудобны на спокойной воде, через короткий корпус, о чем речь пойдет чуть дальше. Есть также категория каяков, которые можно считать универсальными - это средние по размерам, сочетающие определенные характеристики как экспедиционных морских каяков, так и каяков для белой воды. Иногда их называют еще "гибридными каяками " (hybrid kayak ) Однако всегда нужно помнить, что от такого каяка нельзя ожидать 100% отдачи на бурный воде и в долговременной экспедиции морем.

Технологии изготовления каяков.

Бесспорными лидерами среди всех каяков являются полиэтиленовые (пластиковые) каяки, изготовленные из различных видов полиэтилена, преимущественно с применением технологии бесшовного изготовления - ротомолдингу (Rotational Molding ) - ротационного формования изделия из пластмассы. Технология ротомолдинга применяется для производства большинства каяков, которые представлены на интернет портале Pobeach-kayaks.com . Также наряду с ротомолдингом применяют два другие способы изготовления каяков: формирование под высоким давлением (т.н. технология HTP ) по этой технологии производят каяки Prijon) или склеивания двух листов пластика , которым предварительно предают соответствующую форму верхней и нижней частей каяка (так производят каяки канадской фирмы Pelican и др.). Своей популярностью пластиковые каяки обязаны, в первую очередь, доступной цене и износостойкости материалов.

Наряду с этим сегодня также изготавливаются деревянные каяки (Преимущественно из тонких планок кедрового дерева), которые могут быть настоящими произведениями искусства.
Процесс изготовления таких каяков довольно длительный, они могут быть инкрустированы орнаментом и, соответственно, стоят значительно дороже привычных пластиковых или полимерных аналогов. Деревянные каяки значительно легче чем их пластиковые аналоги такого же размера, однако они менее устойчивы к износу и механическим повреждениям, также иногда случается рассыхания и появление щелей. Классические деревянные каяки преимущественно изготовляют в США и Канаде. Средняя стоимость таких каяков ручной работы колеблется в пределах 4000-8000 долларов США а каяки ручной работы высококлассных брендов могут достигать 22000 $. Также продаются наборы комплектующих (до 1500 $), из которых каждый желающий может собрать каяк самостоятельно.

Изготовление деревянных каяков от недавнего времени стало возможно и в Украине. Заказать изготовление каяка по лекалам всемирно-известной компании Guillmont kayaks можно на сайте www.pobeach-kayaks.com При этом стоимость таких каяков, изготовленных в Украине будет составлять от 900 до 1500$ в зависимости от избранной модели.

В зависимости от назначения каяка и вод, в которых используются каяки, принято выделять следующие основные классы каякинга:

Рекреационный каякинг - характеризуется использованием более широких каяков средней длины, которые часто бывают второй даже 3-местными, обычно 3-е место предусмотрено для ребенка. Рекреационные каяки отличаются в первую очередь широким корпусом и большим кокпит. Их главное назначение - короткий активный отдых на воде. Относительным недостатком можно назвать плохую линейную управляемость некоторых рекреационных каяков, при недостаточных навыках техники плотины, каяком может "бросать" в стороны (каяк будто плывет зигзагом. Для исправления этого "дефекта" рекомендуем использовать рулевое весло, которое значительно облегчает управление каяком.Преимуществом рекреационных каяков является их высокая устойчивость на воде а также большой и просторный кокпит, который предоставляет свободу ногам, колени не упираются о палубу каяка, что характерно для морских и некоторых маленьких туристических (туринговых) каяков. Каяки рекреационного класса идеально подходят для семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметичной камерой для хранения вещей, не слишком длинные и очень устойчивые на воде. В основном они рассчитаны на короткие заплывы.

Туристический каякинг - или, как его еще называют - "туринговый" каякинг, от англ. touring - что можно перевести как "для путешествий ". Туринговые каяки это каяки, которые могут использоваться наиболее широко. Они сочетают в себе стабильность и комфорт рекреационных каяков а также линейную управляемость и скорость морских (экспедиционных) каяков. Туринговые каяки в о сновном рассчитаны на более длительные путешествия, одно-двухдневные заплывы, преимущественно оборудованы одним-двумя герметическими отсеками для хранения вещей, продуктов и воды. На таких каяках дополнительно может быть установлено рулевое весло (руль), которым управляют (поворачивают) ногами с помощью педалей.Большинство современных туринговых каяков имеют удобное мягкое регулируемое сиденье с высокой спинкой, корпус обтянутый эластичной сеткой и шнуром по периметру каяка, позволяющим ухватиться за каяк в случае переворачивания, когда каякер находится за бортом. Туринговые каяки в основном предназначены только для одного гребца, хотя есть модели и для двух гребцов.

Экстремальный каякинг (whitewater) - Известный также как "бурноводинг". Основным отличием каяков типа whitewater является короткий корпус в среднем от 2,5 м до 3,5 м, который может иметь заостренный нос и срезанную корму. Такие каяки предназначены в первую очередь для прохождения горных рек и порогов наивысшей сложности.

Говоря об экстремальном каякинге всегда употребляют понятие категории сложности реки/воды. На этом остановимся немного подробнее.

Существует шесть категорий белой воды. Вопрос этот спорный и имеет несколько вариантов. Чтобы получить правильное представление о сложности воды, вам понадобиться полное описание. Оно включает информацию о природе порогов, степени и равномерности уклона, количестве и качестве препятствий, возможностях просмотра и страховки, температуре воды и удаленности реки от населенки. Такая система не особо точна и река не всегда вписывается в одну категорию, к тому же существуют индивидуальные особенности восприятия препятствий. Всегда прибавляйте сложности в смысле безопасности на реках с холодной водой и удаленностью от населенных пунктов.

Категория II - для начинающих
Прямые пороги с широкой и чистой основной струей, хорошо видимой с воды. Время от времени необходим маневр, но все камни и средние валы легко обходятся тренированными гребцами. Травмы вне лодки редки и групповое взаимодействие при страховке редко требуется, хотя является обязательным.

Категория III - средней сложности

Пороги с умеренными нерегулярными валами, которые довольно сложно обойти и которые могут залить открытое каноэ. Часто требуется сложный маневр на быстрой струе, полный контроль лодки в узких проходах и у сливов. Можно встретить высокие валы и завалы с топляками, но они легко обходятся, мощные суводи и возмущения струи, особенно при большом расходе воды. Просмотр препятствий с берега рекомендуется неопытным группам. Травмы вне каяка редки, самоспас достаточно прост, но групповая поддержка необходима, чтобы избежать продолжительного купания.

Категория IV - продвинутые
Мощные, интенсивные, но предсказуемые пороги, которые требуют высокой точности управления каяком в турбулентном потоке. В зависимости от характера реки можно наблюдать большие валы и бочки, которые нельзя обойти, а также узкие проходы, требующие точного и быстрого маневра под воздействием струи и ее характеристик. Часто необходимо заходить в суводи, чтобы из них начать маневр или просмотреть порог дальше. Пороги могут потребовать комплекса движений, необходимых для прохода опасных препятствий. Просмотр с берега необходим. Риск получить травму вне каяка варьируется от среднего до высокого. Условия воды делают самостоятельное спасение затрудненным. Групповая страховка обязательна и требует тренированных навыков. Очень рекомендуется уметь стабильно производить эскимосский переворот.

Категория V - для опытных
Очень длинные, с большим количеством трудностей мощные пороги, которые подвергают гребца опасности выше средней. Сливы могут содержать огромные валы и бочки, которые не обойти. Один слив идет за другим, меняя направление потока, что требует сложной траектории движения. Уловы неспокойны, турбулентны и заход в них осложнен. Просмотр с берега обязателен, но часто осложнен рельефом и расстоянием. Сплав вне лодки очень опасен, а страховка сложна даже для экспертов. Для выживания необходимо надежное умение выполнять эскимосский переворот, правильное снаряжение, большой опыт и тренированные навыки страховки и спасработ.

Категория VI - экстремальные
Такие реки представляют высшую степень экстремальной сложности, непредсказуемости и опасности. Последствия ошибок очень серьезны, а спасработы могут быть вообще невозможны. Предназначены только для групп профессионалов, при определенном уровне воды, только после тщательного изучения воды и принятия всех мер безопасности. Эта категория не включает водопады, заранее и ни при каких условиях непроходимые, но может включать время от времени проходимые водопады.
________________________________________ ________
* Информация о категориях сложности воды взята с сайта "Школа Белой Воды ".
Рекомендуем Вам тщательно перечитать материал, изложенный на указанном ресурсе
. http://wwsch.home.nov.ru/index.htm


Морской каякинг
по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на белой воде (бурноводингу. Правда здесь ставятся совершенно другие цели и другие требования к каякам. Первое, что отличает морской каяк из когорты других - это большие размеры и заостренные и поднятые вверх нос и кормовая часть. Такое строение каяка специально приспособлено для разрезания высоких морских волн и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основными требованиями, которые ставятся к морским каякам это его "умение" бороться с волнами, управляемость и непотопаемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также еще называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются, иногда их количество может достигать 4-х. Также на таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта каяках, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных термоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяках и сделать его непотопаемым при любых условиях.

error: