Белый храм чианг рай таиланд. Белый храм в Чианг Рае – сплетение искусства и религии. Как добраться до Белого храма из Паттайи

Ват Ронг Кхун – вовсе не храм в стандартном смысле слова. Здесь нет монахов. Сюда не приходят молиться. Правильнее назвать Ронг Кхун объектом искусства, который на буддистской основе ассимилировал в себе многоаспектность современного мира. Несмотря на то, что храм не каноничен, его символизм для западного человека более понятен, чем смысл традиционных храмов Таиланда.

Если вы интересуетесь современным искусством, то этот храм (его называют «белым») следует посетить. Вы сможете увидеть эклектичный сплав буддизма, традиционной тайской архитектуры, поп-арта и научной фантастики.

История храма

В Таиланде огромное количество традиционных буддистских храмов. Все они составляют ядро тайской культуры и входят в экскурсионную программу любого туриста. В старых храмах есть свои безусловные плюсы: все они – намоленные места, в которых стены и земля дышит историей. Но окружающий мир меняется. Также как и люди, населяющие землю. Современным людям сложно понять смысл буддизма, посещая старые храмы. Им нужно показать буддистские идеи более наглядно.

Примерно так рассуждал Чалермчай Коситпипат – тайский художник-миллионер. Он предложил реконструировать находившийся недалеко от своего родного города Чианграй Храм Ват Ронг Кхун, который к тому времени пребывал в плачевном состоянии. Разрешение было получено. Художнику была отдана территория полуразрушенного храмового комплекса. В 1997 г. на свои личные средства он начал реализовывать грандиозный архитектурно-художественный проект.

Два десятка лет группа художников во главе с Коситпипатом трудится над уникальным архитектурным комплексом. За это время его посетило более 5 млн. человек. Если учесть, что белый храм в Тайланде находится почти у бирманской границы, не в самом туристическом районе страны, удален от Чианграя, то эта цифра – более чем говорящая.

Работу планируется продолжать до 2070 г. Она стоит огромных денег. Правительством Таиланда средства не выделяются. Символические деньги выручаются за счет продажи сувенирной продукции с изображением храма и его идейного вдохновителя, а также в виде пожертвований от посетителей и частных лиц.

Вот что говорит сам Чалермчай Коситпипат: «Деньги и вещи ничтожны. Они не мои. Они лишь позволяют мне действовать в соответствии с моими убеждениями».

Символика храма

Каждая деталь храмового комплекса имеет свое значение и позволяет посетителям увидеть буддистское учение. Здесь все призвано развернуть внимание человека на обычные окружающие вещи: по-другому взглянуть на мирские соблазны, изображенные в причудливых фигурах, сфокусироваться на сознании, а не на материальных вещах.

Символика цвета

Во внешнем оформлении преимущественно используются:

  • высокопрочный белый алебастр (гипс);
  • небольшие кусочки зеркал.

Зеркальные осколки наложены на алебастровую основу. Благодаря этому, храмовый комплекс переливается в солнечных лучах так сильно, что иногда хочется отвести взгляд. С помощью такого приема художник не только показал чистоту сознания Будды и превосходство духовного мира над материальным. Сияющий в зеркалах свет символизирует способность любого человека отражать доброту других людей.


Хотя белый цвет и превалирует в оформлении храмовой территории, используется не только он. За пределами храма много позолоченного, красного, зеленого и других цветов. Они символизируют мирское существование, людские пороки. Здесь поджидают отвратительного вида скульптуры, подвешенные головы, скелеты и демоны, держащих в руках сигаретные пачки, муляжи бутылок из-под алкоголя.

Концепция комплекса такова, что сначала посетители видят художественные объекты, связанные с мирской жизнью. И только после этого гости могут попасть на территорию белого храма. Таким образом художник дает почувствовать разницу между сознанием обычного человека и просветлением Будды.

Пруд

Как многие другие храмы в Таиланде, Ронг Кхун окружен прудом, в котором живут несколько десятков крупных рыб. Их принято кормить: за плату можно приобрести специальный корм. Это впечатляет и нравится как взрослым, так и детям.

Непосредственно Ват Ронг Кхун включает в себя несколько объектов-инсталяций, которые проходят посетители на пути к храму. Это:

  • Адская яма
  • Ворота в рай

Адская яма

Сотни человеческих рук, торчащих из ямы под ногами по обе стороны от дороги, символизируют желания и страсти. Преодоление их по буддистской концепции означает путь к счастью. Перекошенные лица демонов провожают входящих взглядом и проверяют, насколько каждый готов к очищению.

Несколько рук, вылезающих из ямы, держат чугунки, в которые проходящие бросают монеты. Говорят, это – действенный способ распрощаться со своими грехами и начать новую жизнь.

Мост через колесо перерождений

Концентрическая окружность под мостом и два больших стилизованных рога, торчащих из земли, символизируют переход от цикла беспрерывных перерождений к свободному состоянию без страдания.

В соответствии с третьей истиной буддизма, достигается это только отказом от желаний.

Ворота в рай

Отказавшись от всех своих желаний, посетители оказываются перед воротами в рай. Они охраняются статуями: слева – Раху (тем, в чьей власти находится судьба человека) и справа – Смерти (тем, в чьей власти жизнь человека).

Мост заканчивается храмом, перед которым посетители видят скульптуры медитирующего Будды. Это создает дополнительный настрой перед входом в храм.

Обитель Будды

Внешне храм выполнен в точном соответствии с буддистскими архитектурными канонами. Внутри работы не завершены. Похоже на то, что Чалермчай Коситпипат ждет какого-то чуда или знака. Пока же стены внутри расписаны так, что удивляют даже местных жителей Таиланда.

Не будем раскрывать тайны храма. Но скажем, что, хотя изображения далеко не канонические, они вполне укладываются в систему буддистского мировоззрения, которое безгранично и способно сопрягать в себе любые проявления многообразной реальности.

Золотой дом

В противоположность белой обители Будды золотой дом – центр мирской жизни. Здесь разместились:

  • небольшая галерея;
  • зал для проповедей и молитв;
  • «золотой общественный туалет».

Опять же на символическом уровне золотой дом призван контрастировать с белым храмом, подчеркивая разницу между мирской суетой и просветленным истинным осознанием.

Золотой цвет призван обратить внимание людей на то, насколько много внимания они уделяют деньгам и мирскому, забывая о самом главном.

Парк

После посещения обители гости могут гулять по парку, отдыхать на лавочках в тени деревьев, изучать скульптуры. Работает небольшое кафе с закусками и напитками, сувенирная лавочка.

Время работы

Храмовый комплекс открыт для посещения с 8.00 до 18.00. Галерея в золотом доме закрывается в 17.30. Вход свободный. По выходным и в праздничные дни бывает людно: тайцы любят приезжать сюда на экскурсии.

Несмотря на то, что Ронг Кхун – недействующий храм, он все же является религиозным объектом. При посещении требуется соблюдать дресс-код и избегать слишком открытых частей тела.

Как добраться

Ват Ронг Кхун расположен по Phahonyothin road в 15 километрах на юго-запад от Чианграя. Можно добраться на следующем транспорте:

  • на такси за 300 бат ($8) -20 минут;
  • на автобусе за 20 бат ($0.5) — 30 минут;
  • на маршрутке-сонгтео за 30 бат ($0.8) — 30 минут.

Автобусы и маршрутки отправляются от автобусной станции возле ночного рынка в центре Чианграя.

Буддистский храм (Wat Rong Khun), расположенный недалеко от города Чианг Рай в одноименной провинции, стал символом современного искусства Северного Таиланда и одной из самых известных . Сюда приезжают тысячи людей, чтобы увидеть его необычный облик и талантливую роспись, похожую на древние фрески в Ват Пумин в городе . Я два раза была в Белом храме Ват Ронг Кхун весной и зимой и даже видела скульптура, который самолично расписывал внутренние стены убосота.

В этой статье я расскажу всю информацию о храме Ват Ронг Кхун в Таиланде и как лучше его посещать, где он находится и как добраться в Ват Ронг Кхун, а также чем он уникален среди других тайских храмов.

(Wat Rong Khun) — это современный частный буддистский храм и арт-галерея, детище тайского скульптора и художника Чалемчая Коситпипата. Чалемчай спроектировал и построил Ват Ронг Кхун и открыл его для посетителей в 1997 году. Находится храм в 13 км от центра города Чианг Рай в Северном Таиланде.

Название Ват Ронг Кхун больше известно тайцам, иностранцы называет его Белым храмом Чианг Рая по цвету его зданий.

Ват Ронг Кхун был построен на месте старого храма с таким же названием. Выяснилось, что восстановление храма стало невозможным, и тогда художник Чалемчай решил положить свою жизнь на то, чтобы построить новый храм на свои собственные средства (он уже потратил 40 миллионов бат). По словам скульптора, его задача — вернуть тайцев в буддистский храм во всех смыслах. Он хочет сделать место для медитации и для изучения слов Будды. Чалемчай предполагает, что за свой вклад в распространение слов Будды он обретет вечную жизнь.

По оценкам работа закончится к 2070 году, и тогда на территории храма будет 9 зданий. Понятно, что завершать строительство будут приемники художника. А пока он делает все, что может. В том числе и собственными руками. Когда я впервые посетила Ват Ронг Кхун, я видела, как он увлеченно работает, расписывая стены убосота, а соседний вихарн только строился. А во второй визит я уже увидела результаты работы и творчества Чалемчая.

Ват Ронг Кхун — это совершенно точно уникальный храм! Подобного ему нет во всем Таиланде! Если сравнить с в городе Нан, то можно назвать Белый храм его духовным приемником. Как и Чалемчай Коситпипат, расписавшие его художники народа Тай Лю тоже были озабочены греховностью людей и призывали выполнять заветы Будды.

Читайте также:

Что ж, с отражением собственной греховности посетители Белого храма Чианг Рая встречаются сразу у входа. Из земли торчат малоприятные чудовища, а с деревьев свисают убитые головы. Становится жутко. А рядом написаны заветы художника современным людям — не пить, не курить. Очевидно чудовища — жертвы злоупотребления этим пороком.

В первом здании слева надо купить билет. Для иностранцев посещение Белого храма — 50 бат. Тайцы могут проходить бесплатно. Кстати, посещать его лучше с утра, когда солнце не так сильно жарит, а посетителей меньше.

Рядом еще расположен небольшой магазин, где можно купить открытки или реплики с картин Чалемчая, таким образом поддержав его дело. Я с радостью купила несколько открыток, так как мне нравится работы этого художника. Еще можно оставить донейшн (пожертвование) — любую сумму до 10000 бат.

Монахи у золотого туалета что-то фотографируют

Территория храма очень облагорожена. Везде стоят кулеры с прохладной водой, что очень важно, когда ты путешествуешь по Таиланду. И даже туалеты при храме сделаны современно и за их чистотой постоянно следят! Само здание сделано из золотого цвета! Художник не поскупился и подумал о туристах.

Кстати, рядом с храмом, но не на его территории, конечно же, множество ресторанчиков и кафешек. Цены чуть дороже, чем обычно. Однако там можно хорошо подкрепиться: как тайской едой, так и съесть пиццу. А еще там вкусное мороженое.

Есть один минус — внутри храма нельзя фотографировать. Но это желание художника. А работы его (репродукции) можно купить в магазине при желании.

Но давайте все же зайдем, наконец, в храм Ват Ронг Кхун!

Сказать, что он популярный — это ничего не сказать! Тут всегда много людей. Поэтому надо выбирать время, чтобы сделать фотографию. Но если это удается, то радость переполняет. Ведь храм выглядит таким воздушным! Стоящий над прозрачным прудом, Белый храм отражается в воде и напоминает нам о хрупкости человеческой души — такой светлой как и сам храм.

Какой-то китайский турист попросил меня сфоткать его на фоне Белого храма. Потом он нагнал нас и сказал, что учит русский язык, и сказал пару слов, дико смущаясь
Монахи тоже любят в качестве туристов приезжать в разные храмы

Но только мы подходим ко входу на мост, то видим, как несчастные и скрученные руки тянутся к нам в безмолвной мольбе, мучаясь от своих желаний. Они стали рабами желаний. Это страдания тех, кто не смог противостоять пороку. Взойдя на мост, тут же встречаем двух грозных воинов, которые готовы убить того, кто не победил свои грехи. Они суровы. Но чтобы пройти, надо победить эго, желания. Правда ведь напоминает ангела с пылающим мечом, который стоит при входе в Эдемский сад?

Вход в храм через море желаний

Страсть непрекращающихся желаний

Мост цикла перерождений

Если человеку удается победить свои эгоистические желания, он способен пройти по мосту. Этот переход символизирует смерть. Теперь это не тело, а душа. Его встречают духи смерти — они решают, какова судьба души и пропустить ли ее во врата рая. Снова проводим аналогии со святым Петром или Осирисом, который судит мертвых, взвешивая их сердца.

И если душе позволено, она заходит в рай. В нашем случае это убосот Белого храма. Внутри стены убосота расписаны: классические буддистские темы искусно сочетаются с современными символами — от ядерной войны до героев кинофильмов. А главное внутри преобладает красный цвет огня. Это символ жизни и символ желаний. Тут следует задать вопрос: а верит ли художник в то, что человек способен стать чище? Или он видит очищение души вечным процессом?

Вход в рай

Храм всегда был изображением и копией человеческого тела — что наверху то и внизу.. Белый храм показывает нам ад человеческой души, те страдания, на которые ей приходится идти, чтобы выжить в современном мире. Страх, отчаяние и соблазны окружают нас в течение жизни, и внутренний огонь сжигает всю грязь, которые подхватят ступы по пути. Только преобразование приведет душу в белый и чистый храм. Только тьма может привести к свету.

И художник показывает этот путь нам в декорациях Ват Ронг Куна.

севере Таиланда случилось мощное землетрясение силой 6,3 балла. Эпицентр его пришелся как раз недалеко от Чианг Рая, и, к сожалению, Белый храм тоже понес потери. Скульптор заявил, что восстанавливать свое детище не будет, так как посвятил ему большую часть своей жизни и снова проходить через те же круги ада ему не хочется.

Однако через несколько дней расследование заявило, что основные структуры храма не пострадали. И Чалемчай обещал восстановить разрушенное за два года, а потом положить свою жизнь на дальнейшую работу.

19.8244057 99.7630463

Привет, друзья. Мы подготовили для вас рассказ об очень необычном месте. Это Белый храм в Тайланде. Сюда не приходят за молитвой и здесь ещё нет монахов. Это объект искусства, отражающий изменчивость нашего мира. Здесь вы увидите сплетение буддизма с тайской архитектурой, элементами научной фантастики и поп-арта. Необычное сочетании, правда?

Тайский художник-миллионер Чалермчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat) считал, что современным людям понять буддизм будет сложно. Чтобы облегчить эту задачу он решил реконструировать Храм Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) или Белый храм (White temple), расположенный неподалеку от его родного города Чианг Рай.

Так с 1997 года на собственные средства он начал реализацию грандиозного проекта.

Вот уже несколько десятков лет команда художников трудится над реализацией этого проекта. А туристы уже проявляют небывалый интерес к этому месту. И это с учетом того, что расположено оно не на территории туристически активного района.

Закончить работу планируется к 2070 году. При этом деньги на эти работы правительство не выделяет.

Символы

Каждая малейшая деталь комплекса имеет свой смысл, призвана рассказать посетителям комплекса о буддизме, помочь ему иначе взглянуть на привычные вещи.

Внешний облик здания формируется двумя фактурами: белым алебастром и осколками зеркал.

Осколки наложены на алебастр и при солнечной погоде эта мозаика отражает столько света, что хочется зажмурить глаза. Так художник показывает превосходство духовного мира, чистоту Будды и добро, которое все мы способны отражать и нести в мир.

При оформлении территории используется много других цветов: красный, зеленый, золотой.

Они – символ всего мирского и порочного. Об этом же говорят скульптуры страшных демонов, скелеты, подвешенные головы и другие атрибуты бренного мира. Всё это не для устрашения, но в назидание и напоминание — так автор дает понять разницу между сознанием просветленного и непросветленного человека.

Храм окружен прудом с рыбами. Их можно кормить.

Кроме того, на пути к зданию вы встретите любопытные объекты-инсталляции:

  • адскую яму
  • ворота в рай

Ад здесь символизируют тысячи рук, тянущихся из ямы. Это — наши страсти.

Отказавшись от всех этих желаний, вы можете оказаться перед воротами рая. Их охраняют две скульптуры: Смерть и Раху, управляющий судьбой человека.

За мостом находится статуя Будды и собственно храм.

Внутри храма

Вот тут вас ждет сюрприз. Изображения его украшающие, ой как далеки от религиозных картин и типичных для буддизма атрибутов. Но они отлично вписываются в концепцию многообразной и безграничной реальности.

Внутри здания вы увидите две статуи Будды, невозмутимо созерцающего беспощадную борьбу добра и зла, изображенную на противоположной стене.

В образе добра здесь выступают современные герои – Супермен, Бетмен, Терминатор, Аватар, герой Киану Ривза из Матрицы.

Часть стен еще не оформлена, но там можно увидеть наброски самолетов, врезающихся в башни-близнецы.

А посреди храма стоит скульптура монаха. Она настолько реалистично выполнена, что ее запросто можно перепутать с живым человеком.

Рядом с Белым домом находится Золотой дом. Здесь сконцентрирована вся мирская жизнь. А именно: картинная галерея, зал для молитв и проповедей и... золотой туалет.

После того, как вы побываете в обоих зданиях, можно прогуляться по парку, отдохнуть на лавочках, полюбоваться причудливыми фонтанами и осмыслить увиденное. Или купить сувениры на память в сувенирной лавке.

Время работы

Комплекс открыт с 8:00 до 18:00.

Сколько стоит

Вход свободный

Как добраться

Храм находится на расстоянии 15 километров юго-западнее Чианг Рая.

Доехать от Чианг Рая до места, где находится храм, можно на автобусе от автобусной станции около ночного рынка в центре Чианграя.

Стоить такая поездка будет 20 бат.

Адрес: San Sai, Mueang Chiang Rai District

Чтобы не спешить, можно остановиться на день-два в городе.

Где остановиться в Чианграе

Сейчас много вариантов жилья в Чианграе появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Чианграе

Белый храм на карте

Спасибо, за внимание. Благодарим за подписки на наш блог. До свидания!

Ват Ронг Кхун привлекает туристов с разных концов света. Каждый, кто приезжает в Таиланд стремиться посетить этот храм, ставший национальной гордостью этой страны.

Белый храм является нетрадиционным буддийским культовым сооружением, расположенным в провинции Чианграй в 13 км от города с таким же названием, в котором бережно хранят передающиеся из поколения в поколение тайские традиции и уважают культурное наследие этой страны. Невзирая на свою молодость, Белый храм олицетворяет традиционное тайское искусство и национальную культуру местного населения.

Здание храма начали возводить в 1997 году, однако о завершении строительных работ говорить еще рано. Знаменитый тайский художник Халермхаи Коситпипат, создатель храмового комплекса, считает, что строительство храма будет продолжаться еще около 90 лет. Он прекрасно отдает себе отчет в том, что ему не придется увидеть окончательный результат своих работ, но твердо верит в продолжение своего дела его учениками.

Халермхаи Коситпипат долго вынашивал идею создания Белого храма и целых 20 лет копил деньги на воплощение своей мечты, продавая созданные им картины. Примечательно, что художник не принимает спонсорскую помощь, мотивируя свой отказ собственной творческой свободой. Он стремится воплотить в строительстве храмового комплекса именно свои никем не навязанные замыслы и идеи.

Создавать грандиозное сооружение храма помогает брат Халермхаи Коситпипат, отвечающий за инженерные работы, а также целая армия их общих единомышленников. Одержимый идеей создания уникального храма, художник уверен, что Ват Ронг Кхун станет для него настоящим детищем, которое надолго увековечит его имя.

Описание

Белый храм, покрытый сверкающей зеркальной мозаикой, символизирует Рай, а также чистоту, мудрость и непорочность Будды. Возводя Ват Ронг Кхун, Халермхаи в первую очередь стремился создать центр медитации и обучения людей, занимающихся практиками Дхармы, а также дать возможность всем желающим познать мудрость Будды.

Однако необычный белый цвет сверкающих зеркальной мозаикой стен и удивительная завораживающая красота Белого храма привлекли к нему не только почитателей учения Будды. К удивительному храму потянулись туристы из многих стран.

Правила посещения

Посещение Ват Ронг Кхун сопряжено с некоторыми условностями, соблюдение которых для всех без исключения является обязательным. Такими условиями являются прикрытые длинной одеждой ноги и запрет на фото и видеоаппаратуру. Так что в коротких платьях или шортах лучше не пытаться войти в храм. Это не значит, что любителей коротких юбок здесь ждет расправа.

Просто на входе вам предложат одежду, прикрывающую оголенные ноги. Надписи у входа в здание этого храма предупреждают посетителей о том, что войти сюда позволяется не только с прикрытыми ногами, но и без фотоаппаратов и видеокамер, так как фотографировать и вести видеосъемку внутри храма строго воспрещается.

Путь к храму

Одевшись соответственно требованиям, посетители не зразу могут попасть внутрь храма. Прежде всего, необходимо преодолеть врата Ада, а также тропу сомнений и страданий. Вдоль этой тропы с обеих сторон к идущим туристам тянутся изваяния человеческих рук грешников, страдающих от жажды и умоляющих об избавлении от адских мук.

Огромная пасть этого демона изображена в форме большого круга, что олицетворяет ничтожность, как человеческого ума, так и страдающих в аду грешников. Мост над прудом, расположенный за устами Раху, символизирует переход от одного мира бесконечного цикла перерождений к другому, в котором находится Обитель Будды.

На подходе к храму посетителям встречается множество разнообразных фигур и скульптурных изваяний. Крыша здания храма украшена фигурами животных, воплощающих стихии природы, а на территории храма встречаются скульптурные изображения мифических существ и драконов.

Большое количество разнообразных фонтанчиков и небольших прудов с плавающими в них рыбками изумительной красоты вызывают неподдельное восхищение у туристов. Скульптуры сказочных принцесс у пруда, изваяния Будды, застывшего в позе лотоса, скульптуры животных и мифических героев таят в себе глубокий смысл, разгадать который дано далеко не каждому.

Для изготовления скульптур, как и для храмовых стен, использовался алебастр, после чего стены и скульптуры выкрасили белой краской. Территория комплекса, включающего в себя собственно Белый храм, картинную галерею и сверкающий золотым цветом общественный туалет, занимает примерно три гектара площади. Кроме уже существующих сооружений запланировано возведение еще 9 зданий, среди которых монастырь и музей, павильон и пагода, часовня и зал для проповеди, а также комнаты отдыха.

Внутреннее убранство Белого храма

Конечно же, больше всего посетителей интересует внутреннее убранство Белого храма.

Внутренние стены храма поражают посетителей золотистыми оттенками. В здании храма находится изображение золотого пламени, в центре которого расположен алтарь Будды. На каждой из внутренних стен есть изображения животных, символизирующих основные стихии окружающего мира: огонь, воду, ветер и землю. Стоящий на земной тверди слон является олицетворением земной стихии, лебединые крылья отображают ветер, львиная грива символизирует пламя огня, а нага – водную стихию.

Две статуи Будды и его огромное изображение являются важной составляющей внутреннего убранства храма. Одна из стен расписана создателем храма сценами бесконечной борьбы между злыми и добрыми силами. Однако вместо мифических героев, олицетворяющих добро и зло, художник изобразил современных героев в интерпретации буддизма.

Здесь можно увидеть демона Мару, который затрудняет Будде поиски путей для просвещения, а также Бэтмена, Супермена, Нео и героев Звездных воин, сражающихся с монстрами и роботами, вышедшими из-под контроля человеку. На боковых стенах изображены события 11 сентября 2004 года, когда самолет смертника-террориста врезался в башни зданий-близнецов. Другая стена изображает катастрофическое уничтожение нашей планеты.

Необходимо отметить, что посещение храма совершенно бесплатное. Каждый из туристов по желанию может внести любую сумму на строительство этого уникального сооружения. Покупая картины Халермхаи Коситпипата, можно также посодействовать возведению этого современного буддийского комплекса.

Однако картины довольно дорогостоящие, и не каждому посетителю храма такие приобретения по карману. Поэтому многие туристы ограничиваются сувенирами и открытками, что также дает возможность поучаствовать в пополнении ресурсов для продолжения строительства этого оригинального храмового комплекса.

Ват Ронг Кхун из провинции Чианграй – далеко не самый древний и большой храм Таиланда. В нём не хранятся великие буддийские реликвии. Сюда не тянутся толпы паломников. Строго говоря, он ещё даже не достроен. Тем не менее, это – один из самых узнаваемых храмов страны и одна из главных туристических достопримечательностей северной части королевства.

Среди путешественников Ват Ронг Кхун больше известен как «Белый храм». Название, как нетрудно догадаться, произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение – его главная визитная карточка.

Другая особенность, благодаря которой Ват Ронг Кхун выделяется среди остальных 33 тысяч буддийских храмов Таиланда, – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно с удивлением обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

Ват Ронг Кхун – самый необычный храм Таиланда.

Такому неожиданному для религиозной постройки эклектизму, равно как и необычному белоснежному цвету, Белый храм целиком и полностью обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Коситпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Коситпипат и сам – одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано именно им и построено исключительно на его личные деньги.

Биография Коситпипата – тот редкий случай, когда можно сказать, что художник сам нарисовал свою жизнь. Он родился 15 февраля 1955 года в одной из маленьких тайских деревушек провинции Чианграй. На его семью, которая была бедной даже по скромным меркам таиландской глуши, односельчане смотрели свысока. Тогда-то у Чарлемчая и родилось желание вырваться из захолустной нищеты своей малой родины и стать богатым и знаменитым.

Сделать это помогла страсть к рисованию, владевшая им с детства. Решив стать профессиональным художником, он уехал в Бангкок и поступил в один из столичных университетов.

Живя в большом городе, будущий создатель Белого храма стал задумываться над жизненными путями других людей, пытаясь понять, почему одни художники становятся богатыми и успешными, а другие нет. Внимательно анализируя работы известных мастеров и подмечая то, что делало их творения великими, он пытался применять найденное в своих картинах.

Усилия не пропали даром, и работы самого Коситпипата начали пользоваться популярностью. К 1978 году, когда Чарлемчай окончил университет и стал бакалавром изобразительных искусств, он уже зарабатывал своими картинами деньги.

Постепенно к нему пришла национальная слава и успех, и он стал известнейшим художником своей страны. Среди его богатых клиентов был даже сам король Таиланда Пхумипон Адульядет. Этого, однако, Коситпипату было мало. Он хотел, чтобы о нём заговорил весь мир.

Это желание сбылось с постройкой Белого храма.

Набожность и амбиции

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, то решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Коситпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Коситпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены.

Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.


В храмовый комплекс Ват Ронг Кхун входит девять построек. Большинство из них белого цвета.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Коситпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения, а также примат духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и красуется на большинстве сделанных в Ват Ронг Кхуне фотографий.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.


Простёртые вверх руки как символ земных страстей и желаний.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Внутри убосот украшает настенная живопись, выполненная в авторском стиле Чарлемчая Коситпипата, за который тот прежде уже подвергался критике со стороны традиционалистов.

В 1988 – 1992 годах он на пару с ещё одним художником разрисовывал стены первого тайского буддийского вата Великобритании под названием Буддападипа (расположен в Уимблдоне, юго-западном пригороде Лондона). Тогда с их лёгкой руки на стенах храма среди сцен буддийских мифов появились Маргарет Тэтчер и мать Тереза, а заодно и изображения самих авторов.

Новаторский подход пришёлся по вкусу не всем, и экспериментаторов поначалу много критиковали – начиная от правительства Таиланда и заканчивая другими тайскими художниками и собственно монахами. Но постепенно страсти улеглись, и к «неформатным» фрескам привыкли.

Прошло несколько лет, и при оформлении Ват Ронг Кхуна Коситпипат вновь решил дать волю своей фантазии. Причём на этот раз он отправил каноны буддийской иконографии в ещё более безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи Чарлемчай в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры. Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.


Весь покрытый золотом, абсолютно весь… туалет Ват Ронг Кхуна.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой… туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Чёрный день Белого храма

Начиная строительство Белого храма, Чарлемчай Коситпипат был полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало его закончить. Однако был момент, когда он чуть всё не бросил, едва не поставив точку в истории Ват Ронг Кхуна.

Руки художника опустились 5 мая 2014 года, когда в 18:08 по местному времени храм был серьёзно повреждён землетрясением магнитудой 6,3 балла. Костпипат, который к тому времени потратил на его возведение почти 20 лет своей жизни и более 40 миллионов тайских бат личных денег, был близок к отчаянию.

После первого осмотра полученных повреждений, удручённый Чарлемчай заявил прессе, что не станет восстанавливать храм, а все его постройки в целях безопасности будут снесены. Однако сразу же после этого на него посыпались слова поддержки со всего мира. Он получил сотни телефонных звонков. Люди призывали его не бросать Белый храм, который, по их мнению, уже успел стать художественным достоянием всего мира.

Помощь предложило и правительство Таиланда, немедленно направившее в Ват Ронг Кхун команду инженеров для оценки степени повреждений. Их вердикт был более чем обнадёживающим: несущие конструкции и фундаменты не понесли критических разрушений, и здания храмового комплекса могли быть восстановлены.

Вдобавок, помочь рабочими руками пообещали Вооружённые силы и университеты страны. Готовность оказать содействие выразили и многие частные лица и организации.


Мост перед убосотом. Видна зеркальная мозаика.

Воодушевлённый выводами комиссии и польщённый полученной поддержкой господин Коситпипат немедленно воспрял духом. Утром 7 мая он пообещал, что восстановит Белый храм за ближайшие два года, а некоторые постройки будут вновь открыты для туристов уже на следующий день. Кроме того, художник объяснил своё первое заявление о закрытии храма намеренным шагом. Так он якобы хотел проверить, действительно ли его работа была важна людям и государству.

В настоящее время работы в Ват Ронг Кхуне продолжаются. Автор проекта твёрдо намерен в точности восстановить все разрушенные землетрясением настенные росписи и элементы декора. Пока же из-за реставрационных мероприятий туристам временно запрещено делать фотографии внутри храма.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка к нему на такси займёт минут двадцать и будет стоить 250 – 300 бат. Общественный транспорт (маршрутка) обойдётся значительно дешевле (20 бат), при этом время в дороге почти не увеличится и составит около получаса.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно предосудительно будут восприняты оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Коситпипата, которые продаются в галерее при храме.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусами. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам.

Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Краткое руководство для путешественников

Это заключительная часть подготовленной проектом сайт статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их , а также о . На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.


Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.


Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.


В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры , входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.


Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла », небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона . Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II . С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум . Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.


К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне . Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе . Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле . Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.


Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере . Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине . Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу . На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо . Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума . Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ , который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».


Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше . Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода , ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы , ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура , теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии , который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.

error: