Самый известный оракул в древнегреческом городе. Оракул Древней Греции: зачем обнажались предсказательницы. Оракулы древней Греции


Люди в Древней Греции считали, что их жизнь предначертана заранее. Однако каждому хотелось узнать, что их ждет в будущем. За ответом греки отправлялись к оракулам. На протяжении несколько сотен лет глас этих прорицателей был решающим во всем, начиная от бытовых неурядиц и заканчивая вопросами градостроительства и развязывания войн.




Оракулом в древности называли ясновидящего или же предсказания, произнесенные им. Самым известным в Древней Греции был Дельфийский оракул в храме Аполлона. Там служили пифии-прорицательницы. Поначалу пифиями назначали девственниц, но после скандала с соблазнением одной из них посетителем, юных жриц заменили на зрелых женщин, дабы не портить репутацию.



Пифия заблаговременно готовилась к предсказаниям: три дня соблюдала пост, совершала омовение в источнике и облачалась в дорогую одежду. Жрица усаживалась на огромный золотой треножник, установленный над разломом в земле, откуда шел пар, окружавший женщину плотной дымкой.



В дополнение к пару, выходившему из недр земли, вокруг пифии зажигались благовония. Та, овеянная дурманом, впадала в экстаз и начинала вещать. Предсказания пифии больше напоминали несвязное бормотание, которое потом расшифровывали жрецы. «Не обжигай сосудов в печи» означало «не сжигать людей в башне». «Найдешь своего коня» - посетителя, услышавшего это предсказание, смерть настигла в городке под названием Иппос (в переводе «Конь»).

Удивляло, с какой точностью оракулы предсказывали исход грядущих политических событий. Современные скептики высказываются в пользу того, что у провидцев была обширная сеть информаторов, которые следили за политической обстановкой в стране.




Но как быть с теми людьми, которые приходили к оракулам с насущными вопросами. До наших дней дошло более 500 записанных пророчеств, и большинство из них были невероятно точными. Однажды Александр Македонский отправился к оракулу за пророчеством. Ему пришлось ждать очень долго. Когда же подошла его очередь, пифия отказалась принимать его, т. к. месяц не подходил для предсказаний. Тогда завоеватель уничтожил всех охранников, стащил с треножника жрицу за волосы и потянул к выходу, пока та не воскликнула: «Отпусти меня, те непобедим!» И удовлетворенный Александр покинул храм мирно.



Храм в Дельфах просуществовал до 390 г. н. э. Римский император Феодосий I, исповедовавший христианство, уничтожил его как оплот язычества. Тем не менее, люди продолжали искать ответы в предсказаниях. Эти

История Древней Греции полна парадоксов и противоречий. Такого невероятного конгломерата взаимоисключающих компонентов не было, пожалуй, ни у одной цивилизации. Греция состояла из десятков государств, которые постоянно друг с другом воевали, мирились, образовывали недолговечные союзы и снова воевали. Однако, как только возникала внешняя угроза, греческие полисы легко забывали старые обиды, объединялись и давали отпор врагу. При этом одни из государств были демократиями, другие тираниями. Монархии соседствовали с республиками, аристократы и демос то яростно враждовали, то мирно сосуществовали.

Суровый аскетизм Спарты соседствовал с гедонизмом Коринфа, что не мешало им быть союзниками, в то время как просвещенные эстеты из Афин и Лесбоса пребывали в постоянной вражде. Ионийский, аттический и дорический диалекты отличались между собой почти так же, как русский язык от белорусского и украинского, однако, все это не мешало грекам осознавать себя единым народом. Объединяли Элладу в неразрывное целое общая культура и общая религия. О культуре разговор особый, а вот о религии мы и поговорим.

Боги и оракулы.

Грань между священным и обыденным в античные времена была тонкой и зыбкой. Боги населяли не только Олимп, но и леса, реки, ручьи, горы, небо и моря. Само собой, они навещали храмы, а так же специальные места (рощи, пещеры и т.д.), где проводились жертвоприношения, гадания и мистерии. Греческий пантеон был необъятен. Кроме олимпийских богов в нем состояли титаны, бесчисленные нимфы, сатиры и разнообразные божества природных стихий.

Время от времени они появлялись среди людей и вмешивались в их дела самым непосредственным образом. Некоторые люди в свою очередь, вмешивались в дела богов и даже сами становились богами после смерти. Многие аристократы могли похвастаться божественным предком, а любой простолюдин мог получить мистическое откровение во время священных церемоний. Отношения греков со своими богами были весьма фамильярными. С ними советовались по любому более-менее важному случаю. Свадьбы, путешествия, сделки, лечение, войны, дипломатические союзы и строительство курятника не начинались без предварительной консультации с высшими силами. Благо, узнать божественное мнение было несложно. Святилища-оракулы были практически в любом, даже самом заштатном городке, однако, и в этом деле наблюдалось невероятное разнообразие.

В Олимпии жрецы Зевса гадали по внутренностям животных и по пламени жертвенного огня. В Кларосе прорицатель пил воду священного источника и говорил стихами от имени Аполлона. В Патрах жрецы Деметры давали оракулы больным, используя для этого зеркало, опускаемое на веревке в колодец. В Фарах на площади стояла статуя Гермеса и перед ней жертвенник. Тот, кто хотел услышать пророчество бросал монетку в специальную урну, воскурял благовония и задавал статуе свой вопрос, потом затыкал уши и уходил. Дойдя до края площади, человек открывал уши и первые слова, которые он слышал, считались ответом бога. В Эгире жрица пила бычью кровь, после чего на нее находило озарение, и она пророчествовала от имени Геи.
Оракулы имели не только боги, но и обожествленные герои – Геракл, Асклепий, Трофоний, Амфирай и Амфилох. Ну и, само собой, помимо официальных жрецов практически в каждом городе были толкователи снов и гадатели, занимавшие свою скромную нишу на рынке божественных откровений.

Естественно, не все оракулы были в равной мере почитаемы. Одни имели лишь местное значение, другие славились по всей Греции, а у порога некоторых вместе с простолюдинами толпились с драгоценными дарами цари, аристократы и посланники зарубежных правителей.

Самым древним оракулом на территории Греции был оракул Зевса и Дионы в Додоне, городке, распложенном в области Эпир (Северная Греция), в 20 км к югу от современной Янины. Судя по всему, этот оракул существовал еще до появления греков на Балканах, то есть как минимум за 2500 лет до н.э. Геродот сообщает, что святилище возникло после того, как на священный дуб села голубка и заговорила человеческим голосом. Самому «отцу истории» эта легенда казалась не особо правдоподобной, но более достоверных данных о возникновении оракула в Додоне не сохранилось.

Судя по всему, изначально в Додоне находилась священная дубовая роща, посвященная богине пеласгов Дионе. Потом пришли греки со своими богами. Зевс и Диона каким-то образом нашли общий язык, и священная роща стала общей для обоих богов – жрецы пророчествовали от имени Громовержца, а жрицы от имени Дионы, которую местные жители упорно считали его супругой. Мнение Геры по этому поводу их не интересовало.

Историки и литераторы сообщают о нескольких способах получения оракула в Додоне. Жрецы вслушивались в шелест листьев священного дуба, в воркование голубей и в журчание ручья, протекавшего через рощу. Так же использовался метод вытягивания жребия. Ответ бога жрец записывал на деревянной дощечке или оловянной пластине и вручал вопрошающему. Немало таких пластин было найдено при раскопках на месте святилища.

Слава Додонского оракула была вполне заслуженной. Здесь Одиссею было предсказано, что он умрет руки собственного сына, из-за чего герой изгнал Телемака из Итаки. Судьба сыграла с Одиссеем злую шутку. В полном соответствии с предсказанием он был убит, но другим своим сыном Телегоном, рожденным от Цирцеи (Кирки), о существовании которого и не подозревал.

Перед тем как отправиться в рабство, в Додоне побывал Геракл и получил совершенно недвусмысленное предсказание «Либо ты погибнешь, либо будешь счастлив». Как известно, Геракл не погиб. Он стал рабом лидийской царицы Омфалы и весьма недурно провел у нее три года, обогатив род царицы и ее прекрасных служанок своим полубожественным генофондом.

Из древесины додонского дуба была изготовлена статуя Афины, украшавшая нос легендарного «Арго». Благодаря этому сам корабль стал плывущим оракулом и не раз предупреждал аргонавтов о грозящих опасностях.

Если обратиться к более близким к нам временам, то нельзя не упомянуть о предсказании, которое получили в Додоне спартанцы накануне битвы с фиванцами и их союзниками при Левктрах. Непобедимой доселе Спарте было предсказан полный разгром, что и произошло. Примечательно, что фиванский царь Эпаминонд в свою очередь получил предсказание о победе над спартанцами от оракула Трофония, о котором речь впереди.

Расцвет Додоны пришелся на времена правления знаменитого царя Пирра, который построил здесь сохранившийся поныне театр, а так же устраивал ежегодные спортивные соревнования и музыкальные представления. Благодаря богатым пожертвованиям Додона превратилась в лакомый кусочек для хищных соседей. В 219 году до н.э. святилище было захвачено и разграблено этолийской армией. К началу христианской эры на месте священной рощи оставался один единственный дуб, который был срублен после того, как последний император единой Римской империи Феодосий I в 381 г. запретил все языческие обряды.

Отдавая должное Додоне, следует признать, что самым знаменитым и почитаемым оракулом Греции все же был храм Аполлона в Дельфах. О возникновении Дельфийского оракула сохранилось два предания. Согласно первому пастухи, выпасавшие коз на южном склоне горы Парнас, заметили, что животные, подойдя к одному из источников, начали очень странно двигаться. Когда несколько пастухов подошли ближе, чтобы выяснить, в чем дело, они сами начали биться в конвульсиях и выкрикивать непонятные слова. После этого всем сразу стало понятно, что источник священный, а звуки, издаваемые пастухами не что иное, как божественное откровение.

Второе предание гласит, что Кастальский источник, дарующий пророческий дар принадлежал богине Гее, которая поставила на его охрану могучего змея Пифона. Впоследствии этот источник достался Аполлону, который умертвил змея, после чего отправился к морю, превратился в дельфина, повстречал критский корабль, заставил критян высадиться на берег, отвел их к источнику и приказал морякам установить жертвенник и стать жрецами. В сознании древних греков обе версии мирно уживались и никоим образом не противоречили друг другу.

Согласно современным геологическим изысканиям, скальные породы под Дельфами содержат слои битуминизированного известняка, которые при нагревании выделяют газы, выносимые на поверхность подземными водами. В числе этих газов есть и этилен, имеющий сладковатый запах, о котором упоминали античные авторы, называвшие испарения «сладкой пневмой». При больших концентрациях этилен приводит к обмороку, а при малых может вызывать глубокий транс. А от транса, до общения с богами, как известно, рукой подать. Поэтому историю об особых свойствах Кастальского источника, над которым был возведен храм Аполлона, можно считать вполне достоверной.

Изначально возле источника находился лишь жертвенник. Первый каменный храм в этом месте был сооружен в VII веке до н.э. зодчими Трофонием и Агомедом. Через пару столетий этот храм сгорел и на его месте был выстроен новый, который, в свою очередь был разрушен землетрясением в 373 году до н.э. После этого был выстроен еще один храм, от которого остались живописные руины, и поныне радующие взор туристов.

В закрытой для посторонних части храма прямо над источником испарений находилось специальное помещение. Там на золотом треножнике восседала жрица, которую в память об убитом змее именовали пифией. Надышавшись паров, пифия впадала в транс и начинала пророчествовать. Поскольку ее речь была сумбурной и малопонятной, имелся специальный жрец, который излагал пророчество в приятной на слух стихотворной форме. Некоторые античные авторы упоминают о том, что кроме жрецов к толкованию пророчеств привлекали философов и поэтов.

Как известно, при передаче информации следует избегать лишних промежуточных звеньев, поскольку каждое из них вносит свои помехи. В Дельфийском храме было целых два таких звена – сама пифия и жрец-толкователь, поэтому окончательный вариант оракула мог существенно отличаться от оригинала, однако, это мало кого смущало. Поначалу пророчества давались раз в год, в феврале, в день рождения Аполлона. Но спрос на божественное откровение был столь велик, что храму пришлось перейти на ежемесячную работу, а затем и на ежедневную.

Дельфы считались священным местом не только из-за оракула. Здесь по всеобщему убеждению находился центр мира, отмеченный омфалом, камнем, водруженным Аполлоном над могилой поверженного Пифона. По некоторым сведениям это был тот самый камень, который проглотил Кронос вместо младенца Зевса. Как бы то ни было, омфал считался не только срединой Земли, но и точкой, в которой соединялись обычный и загробный миры.

Не удивительно, что город привлекал толпы паломников, а паломники приезжали не с пустыми руками, поскольку приходить в столь священное место без ценного подарка храму было как-то неприлично. Дельфы быстро богатели и набирали политический вес. Кроме обычных людей сюда наведывались правители греческих полисов и посланцы иноземных держав.

К примеру, когда царь Родоса Дамагет решил жениться, он обратился к оракулу и получил совет «Возьми в жены дочь лучшего из греков». Царь так и поступил, женившись на дочери героя Мессенской войны Аристомена, который с тех пор вошел в историю, как «лучший из греков». Легендарный царь Спарты Ликург получил в Дельфах оракул «Спарта будет сильна, пока соблюдаются введенные тобой законы». А через несколько столетий Дельфийский оракул провозгласил «Спарту погубит любовь к деньгам». Так оно и произошло.

Слава и влияние оракула росли, однако храм начал сталкиваться с серьезной проблемой – испарения Кастальского источника стали нерегулярными. Жрецы, привыкшие к богатым подношениям, не смогли отказаться от искушения чем-то заменить «сладкую пневму». В дни, когда источник «не работал» пифий заставляли вдыхать дым тлеющих лавровых листьев. Эффект от этого паллиатива был значительно слабее, но, тем не менее, опытный жрец-толкователь умело превращал неразборчивую ругань задыхающейся от дыма несчастной женщины в глубокомысленное послание Аполлона.

Со временем в оракулах Дельфийского храма становилось все меньше и меньше конкретики. Пророчества большей частью давались туманные и двусмысленные, над чем вволю насмехались авторы во времена поздней античности. Достаточно вспомнить знаменитый оракул «Начав войну, сокрушишь великое царство», выданный посланцам лидийского царя Креза, который интересовался перспективами своего похода против Персии. В этой войне великое царство, в самом деле, оказалось разрушенным. Только это была не Персия, как надеялся Крез, а его собственное. Филиппу Македонскому повезло больше. Оракул «Завоюешь Грецию серебряными копьями» отец Александра Великого принял как руководство к действию и добился большинства своих побед не столько оружием, сколько дипломатией и подкупом.

Дельфы благополучно пережили и римское завоевание. Правда, святилище было разграблено Суллой, но остальные римские правители были к нему благосклонны. Храм Аполлона был закрыт, как и оракул Додоны, в 381 году н.э., когда христианская церковь окончательно взяла верх над богами античности.

Пещера Трофония.

В некоторых оракулах Древней Греции можно было получить ответы на свои вопросы и напрямую от тех или иных богов, без посредничества жрецов. Дело это считалось рискованным и опасным для душевного здоровья, однако в желающих недостатка не было. Пожалуй, самым известным святилищем такого рода был оракул Трофония, находившийся в Беотии в пещере на горе неподалеку от города Лебадия (ныне Ливадия).

Трофоний и его брат Агамед, сыновья аргонавта Эргина, были легендарными зодчими первого Дельфийского храма. По преданию, когда строительство храма было завершено, братья умерли во сне, что считалось высшим проявлением милости богов. Через некоторое время Беотию поразила жестокая засуха. Чтобы узнать, чем вызвана эта напасть и как от нее избавиться, была отправлена делегация в Дельфы. Ответ пифии гласил: «Принесите жертву оракулу Трофония». Но проблема была в том, что никто не знал, где этот самый оракул Трофония находится.

Рассказывают, что некий путник, проходивший мимо горы возле Лебадии, увидел пчелиный рой. Он последовал за ним, и увидел, что рой залетел в небольшую пещеру. Зайдя вовнутрь, путник увидел человека, который сказал «Я Трофоний, а здесь мой оракул». Об этой новости было сообщено жрецам. Они установили возле пещеры жертвенник и провели все полагающиеся обряды. После этого засуха в Беотии прекратилась, а в Греции появилось новое святилище.

Об оракуле Трофония подробно рассказал знаменитый писатель и путешественник Павсаний, посетивший эти места во II веке н.э. По его словам, получить оракул Трофония было делом очень непростым. Нужно было пройти многодневное очищение и приносить жертвы богам. Если жрецы, гадающие по внутренностям жертвенных животных, убеждались, что знаки благоприятны, проситель пил из ручья, называемого Источником Забвения, чтобы забыть обо всем ненужном, а затем из другого ручья – Источника Памяти, чтобы запомнить все, что с ним произойдет. Потом нужно было взять две медовые лепешки, которые предназначались для подношения духу Трофония, и поздно вечером войти в пещеру.

В пещере был лаз, в который можно было протиснуться. Там находилось небольшое помещение, в котором проситель проводил всю ночь. При этом он слышал голос, который сообщал ему не только ответ на его вопрос, но и рассказывал о самых разнообразных вещах. Утром приходили жрецы и находили просителя у входа в пещеру. Обычно человек после общения с духом Трофония пребывал в глубоком обмороке и долго не мог прийти в себя. Жрецы подробно расспрашивали его обо всем, что с ним происходило, и записывали рассказ на дощечках, которые хранились в специальном храме. Некоторые могли вспомнить только, что когда они спускались в лаз, кто-то схватил их за ноги, отобрал лепешки и мягко ударил по голове. Таким жрецы объясняли, что они сами все вспомнят, когда придет время. Рассказывают, что некоторые посетители были так потрясены, что навсегда теряли способность улыбаться.

Известно, что оракул Трофония посещал непримиримый противник Спарты, вождь мессенского восстания, «лучший из греков» Аристомен. После общения с духом Трофония, который предстал перед ним в виде огромной змеи, он оставил в дар храму свой щит. Через триста лет накануне битвы при Левктрах фиванский царь Эпаминонд так же побывал в пещере Трофония. Ему была предсказана победа в том случае, если он возьмет щит Аристомена. Эпаминонд с разрешения жрецов забрал из храма щит героя и перед сражением установил его на возвышении так, чтобы он хорошо был виден противнику. Спартанцы были деморализованы самим фактом присутствия на поле боя этого легендарного артефакта, принадлежавшего их самому заклятому врагу. Они были наголову разгромлены, потеряв в битве царя и более 400 гоплитов.

О том, когда прекратил действовать оракул Трофония достоверно не известно. Скорее всего, его постигла та же судьба, что и оракулы Дельф, Додоны, и множества других по всей Элладе. Старые боги ушли, наступили новые времена. Но кто знает, может через столетия в Додоне вырастет новая дубовая роща, в Дельфах вновь забьет священный источник, а в пещере Трофония вновь можно будет видеть вещие сны? Ведь возродились же Олимпийские игры, запрещенные императором Феодосием. Впрочем, не будем загадывать – ведь пока оракулы молчат, будущее от нас скрыто.

Дельфийский оракул находился при храме Аполлона в Дельфах, и был одним из главных оракулов в эллинском мире.

Изначально оракул принадлежал Гее, и охранялся драконом Пифоном (по другой версии драконихой), поэтому место называлось Пифо, что в переводе с греческого означало подвергать гниению.

Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна, что в переводе с греческого означало лавр.

Второй пророчицей была Феба. От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе.

Феба передала его своему внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы.

Аполлон убил охранявшего вход в подземелье дракона Пифона, который преследовал его мать Лето, и овладел оракулом.

После поражения дракона Аполлон сжег его тело и собрал пепел в саркофаг в виде кубка. Затем Аполлон установил траурные игры в честь Пифона.

Заняв место Пифона, Аполлон не хотел или не мог сам заниматься вещеванием, так как для этого нужно было постоянно находиться в подземелье и бдительно следить за состоянием Земли. Поэтому он отправился искать жрецов для своего храма.

В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал об их предназначении.

В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону, и он был назван Дельфийским, в честь образа дельфина, в котором Аполлон им явился.

Но не стоит так буквально воспринимать, что Аполлон сделал своими жрецами первых встречных моряков.

Если проанализировать исторические сведенья, то подобные ритуалы – пророчество получаемые от главной жрицы, проводились именно на Крите.

В таком случае, Аполлон перенес в Дельфы магический ритуал с острова Крит.

Жрецы Аполлона начали получать пророчества не от богини Земли Геи, и даже не от самого Зевса, а от его сына Аполлона.

Но Аполлон не вершил судьбы людей подобно Зевсу, поэтому не мог видеть будущее и не мог вещать будущее.

Аполлон как настоящий маг, чародей - «метатель солнечных лучей» вызывал в земле испарения, с помощью которых Пифия, земная женщина, заменившая Пифона, испытывала необходимый для прорицания транс.

Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. До принятия сана она могла быть замужем и иметь детей. От неё требовалось преданность Аполлону и некоторые способности.
Весь ритуал пророцания проводился как театральное представление по определенному сценарию.

"Перед пророчеством Пифия, омывшись в Кастальском источнике, надев золототканую одежду, распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей. Затем она спускалась в центральную часть храма - адитон, где пила из источника, жевала лавр, садилась на высокий треножник и, вдыхая испарения, принималась пророчествовать. Впадая в наркотический экстаз, Пифия произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковали жрецы храма".

В древности прорицания давались один раз в год в день рождения Аполлона - 7 Бисия (середина февраля - середина марта), когда он возвращался от гипербореев.

С VI в. до н. э. прорицания стали даваться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев.

Ещё позже стали даваться ежедневно, кроме особых нечистых дней.

Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением.

Храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря.

Склоны окрестных гор изобиловали источниками, наиболее известным из которых является Кастальский, окружённый лаврами посвящённые Аполлону.

Этот храм и его оракул являлись классическим образцом магического искусства, на котором развилось пифагорейство.

Поэтому на фронтоне храма был написан девиз пифагорейцев: «познай самого себя», «ничего сверх меры» и также загадочное изображение буквы «Ε».

О значение этой надписи существует трактат неопифагорейца Плутарха (I-II в.в. н. э.) «О надписи „Е" в Дельфах».

В этом трактате приводятся следующие версии о смысле символа.

1. «Е» означает число «5», поскольку (пифагорейские) мудрецы хотели этим сказать, что их всего пять (Фалес, Солон, Питтак и Хилон), а тираны Клеобул и Периандр Коринфский не заслуживают имени мудрецов;

2. «Е» означает вопросительную частицу др. греч. "εἰ" и указывает, что к Аполлону обращаются с вопросами;

3. буква «Е» означает второе лицо от глагола др.- греч. "εἰμι" - "εἷ", то есть «ты еси», ибо при входе в храм бог встречает входящих словами «Познай себя», а отвечать ему следует «ты еси», утверждая в нём тем самым истинное и чистое бытие;

4. «Е» означает греческий союз др.- греч. "εἰ" («если») и указывает на присущую Аполлону диалектику;

5. «Е» может соответствовать пифагорейской пятёрке. Для посетителей были доступны: жертвенник Посейдону, статуи двух Мойр, Зевса - Мойрагета, Аполлона и железный трон поэта Пиндара.

Во внутренней части храма (адитон), недоступной для посетителей, находились - золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним саркофаг с пеплом Пифона.

Посреди амфитеатра была площадка с расселиной в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Здесь же стоял золотой треножник, на котором во время прорицания восседала пифия.

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э. А религиозные традиции и обряды Дельф уходит корнями в Микенскую культура, которая существовала на поберезье Средиземного моря и в частности на осторове Крит.

Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном».

Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных дельфийских храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный в середине VII века до н.э. Агамедом Трофонием сгорел в 548 г. до н. э. и был заменён новым, построенным дельфийскими амфиктионами, который был разрушен землетрясением в 373 г. до н. э.

Нынешние руины являются остатками сооружения 369-339 г.г. до н.э.

В связи с тем, что Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и основанных на новых землях городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу.

Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула.

В подданство Дельфийского оракула принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря.

Дельфийский храм заключил политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма.

У Дельфийского храма были налажены отношения с этрусской династией Тарквиниев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 г. до н.э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Куманской Сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли провести постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула относится к VII-V векам до н. э., когда он выступал посредником в межполисных конфликтах.

Еще со времен римского владычества в Дельфийском храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья.

Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу.

В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами от многих царей Древнего мира. Например, царь Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Лидийский царь Крез также был поклонником дельфийского Аполлона.

Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы изменили Спарте и приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 г. до н.э., а при императоре Феодосии (391 г. н. э.) его окончательно закрыли.

Любой человек образованный человек, а уж тем более тот, кто интересуется оккультизмом или гадательными системами, наверняка слышал об Оракулах, от которых многое зависело в древнем обществе, чье пророческое слово могло изменить судьбу не только человека, но и целой нации. Так что же такое оракулы? Почему они были так важны для древнего мира?

Значение термина «Оракул»

Термин «оракул» латинского происхождения и правильно произносится «oraculum», что переводится как «говорю, прошу».

Если говорить коротко, то оракул – это распространенная в античном мире форма прорицания, чьей особенностью было прорицание от имени божества, к которому с вопросом обращался избранный жрец, он же и озвучивал ответ. Такого жреца и называли – оракул.

Впоследствии под словом оракул стали понимать предсказание, обладающее высоким уровнем достоверности.

Общие сведения об оракулах

Чтобы познать волю богов, все желающие обращались к оракулам - в храм или святилище, где жрецы и жрицы, вдохновляемые тем или иным божеством, давали предсказания, а также истолковывали знаки и вещие сны.

Как правило, большинство храмов, в которых жрецы прорицали в экстатическом состоянии, возводились таких местах, где имелись особые природные условия - расщелины в скалах, источающие испарения (как тогда говорили - дыхание Геи-земли) или источники воды, обладающие какими-либо свойствами.

Помимо экстатического способа получить ответ от оракула, довольно часто использовалось «чтение» разнообразных символов и знаков, таких как, например, поведение жертвенных животных или изучение их внутренностей.

Получение предсказания у оракула подразумевало разнообразные приготовления - очищение, воздержание от пищи и вина, принесение жертв, чтение заклинаний и тому подобное, причем не только со стороны жрецов, но и со стороны вопрошающего. Это был очень важный момент - подготовиться к встрече с божественным откровением, и все предварительные предписания, подчас очень непростые и даже изнурительные, требовалось соблюдать неукоснительно.

Оракулы в древнем Египте

Древний Египет, как известно, считается «колыбелью магии», поэтому неудивительно, что одни из первых оракулов появились именно там. Одним из самых авторитетных и популярных считался оракул Амона в Фивах. И это не случайно, ведь к концу периода Нового царства Амон-Ра был самым могущественным богом, его храмы были самыми богатыми, а его жрецы фактически управляли Верхним Египтом, принимая свои решения в соответствии с храмовым оракулом.

Известно также, что во время праздника Амона жрецы фиванского храма выносили его статую, и воплощенное в ней божество изрекало в этот день свою волю, вещало оракулы и решало спорные дела.

В эпоху Позднего царства широкой известностью пользовался оракул Беса в Абидосе. Это божество имело вид бородатого карлика с длинными руками, кривыми ногами и круглой остроухой головой.

Оракулы древней Греции

Самый древний оракул в Греции находился в Дельфах, чьи руины сохранились до наших дней.

Основание этого оракула относится еще к доолимпийской эпохе, и первоначально храм посвящался Фемиде. Она была титанидой, то есть принадлежала к старейшему поколению греческих богов и обладала даром прорицания. Оракул в городе Дельфы возле горы Парнас она получила от матери-земли Геи, затем передала его своей сестре Фебе, а та свою очередь - Аполлону.

Именно с храмом в Дельфах связано дошедшее до наших дней выражение «пуп земли». Это название относилось к мраморному камню, обозначавшему центр мира. По легенде, это был тот самый камень, который Кронос проглотил вместо младенца-Зевса. После того, как Зевс сверг своего отца, Кронос исторг всех своих проглоченных детей и в том числе камень. Его установили в Дельфах, а вокруг возвели храм Аполлона.

Жрицы Дельфийского оракула назывались пифиями. Примечательно, что известный древнегреческий историк Плутарх долгое время служил жрецом при дельфийском оракуле.

Вообще, надо заметить, Дельфийский оракул был настоящим религиозно-политическим центром Древней Греции, объединившим вокруг себя множество городов-полисов.

Другой старейший оракул был расположен в городе Додоне, и посвящен Зевсу. Его основание приписывали прародителю людей Девкалиону, продолжившему человеческий род после всемирного потопа.

Согласно другой истории, это святилище основала жрица, увезенная из Египта и проданная в Грецию. Вблизи храма рос священный дуб, и по шуму его листвы жрицы, избиравшиеся из пожилых женщин, толковали волю Зевса.

Свои оракулы имелись и у многих пророков и героев. Как правило, такие оракулы основывались уже после завершения земного пути прорицателя, обычно у его гробницы.

© Алексей Корнеев

В современном дискурсе человека, суждения которого считаются откровением и зачастую называют оракулом. Термин этот древний и берет начало еще в античных верованиях. В анимизме считалось, что боги сообщают свою волю посредством шелестения листвы священных деревьев, полетом птиц, тем, как вознесется дым от пожертвований. Позже верования несколько изменились. Чтобы понять волю богов, требовался специальный толкователь, своеобразный переводчик. Им и был оракул. Убеждение, что мир духов лежит в параллельной реальности, и только некоторые люди способны понять и интерпретировать то, что говорит бог, бытует у многих народов. Но что значат Пифия и Сибилла? Они ведь тоже могли предсказывать будущее, на вопросы людей передавать ответы богов.

Этимология термина

Ответ на вопрос о том, что такое оракул, следует искать не в латинском переводе, а в греческом. Ошибочно было бы утверждать, что этот термин означает жреца и простого служителя культа. Несмотря на то, что «oro» с латыни переводится как «молиться», оракул - исконно греческое явление. А потому следует исходить из слова «oραo», что значит «зрю, ведаю». В этом смысле оракулы были близки не к жрецам или священникам, а к славянским волхвам, германским вельвам или кельтским друидам. В античной традиции этим словом называли и само толкование воли богов, и священное место, где его получали. Конечно, оракул был и жрецом, только особым. Он не просто чтил какое-то божество, но и понимал его язык, мог с ним разговаривать. Иногда духи прорицали будущее через медиумов - пифий. Эти женщины впадали в транс под воздействием химических испарений и начинали бормотать нечто бессвязное. Оракул истолковывал слова пифии и давал вопрошающему человеку вожделенный ответ.

Происхождение культа

Исследователи полагают, что практика прорицания будущего пришла в Грецию из Малой Азии. В Ассирии и Древнем Египте (в городе Буто) также существовали места, где особые жрецы «говорили устами богов». В Греции же смешался с почитанием богини земли Геи, и самый первый оракул провозглашал ее волю в Эпире, в Додоне. По свидетельствам известного древнегреческого историка Геродота, не только его земляки, но и их отдаленные соседи знали, что такое оракул. Он пишет, что решил объявить своеобразный «кастинг» на самого лучшего прорицателя. Он послал гонцов в греческие Дельфы, в Абы, в Додону, в Амфиараю, Трефонию и в Милет. В этой «битве экстрасенсов» победу одержала… пифия из Дельф. Она угадала, что Крез собирается варить в одном котле ягненка и черепаху.

Пифия Аполлона и что это такое?

В большинстве храмов жрецы узнавали о благорасположенности или плохом настроении богов через толкование знаков, посылаемых ими. Такая практика называется мантикой. Особенно она была распространена в Древнем Риме. Авгуры следили за полетом и поведением птиц, а гаруспики гадали по внутренностям животных, которых приносили в жертву. В греческом городе Дельфы практиковался принципиально иной культ. Считалось, что в этом месте Аполлон пронзил копьем змея Пифона. От удара дротика в земле образовалась расселина, из которой поднимались пары. Позже над ней был построен храм, в котором на треножнике восседала пифия. Она вдыхала пары и, впав от этого в транс, прорицала волю Аполлона. Никто не входил в помещение, кроме особого жреца. Здесь становится понятным, что такое оракул. Ответы, которые он давал приносящим пожертвования верующим, были туманны и иногда содержали диаметрально противоположные сентенции. Археологи нашли множество глиняных табличек с вопросами паломников. Перечень тем, который их интересовал, был довольно узок: изменяет ли жена/муж и стоит ли заключать ту или иную финансовую сделку.

Пифия

Эта женщина не обязательно должна быть девственницей, просто на время служения Аполлону она обязывалась сохранять целомудрие. Поначалу такая жрица прорицала лишь один раз в год - на седьмой день февраля. Но позже, когда от верующих не стало отбоя, дело поставили на конвейер. Одновременно при храме в Дельфах служили несколько женщин, работающих посменно. Они занимали положенное место на треножнике в седьмой день каждого месяца. Наибольшей славы Дельфы достигли в V веке до н.э. В текстах того времени явственно указывается, что такое оракул: Аполлона у источника Мудрости Касталия. Кстати, пифия предсказала и закат этого места. В 393 году император Феодосий, как христианин, приказал закрыть этот оплот язычества.

Сибиллы

Люди попроще, не имеющие денег на паломничество в Дельфы или другие места прорицаний, обращались к гадалкам - сибиллам. Первой женщиной, носившей это имя, была троянка, дочь Несео и Дардана. Она владела даром предвещать будущее. Вслед за ней и других прорицательниц стали звать сибиллами. Особенно они были чувствительны к надвигающейся беде. Так, сибиллы предсказали извержение Везувия, похоронившего Помпеи, разрушение Трои и предрекли место битвы, в исходе которой Греция утратит свою независимость. Теперь мы знаем, что такое оракул, кто такая пифия, а кто - сибилла, и видим разницу в этих трех видах волхвования. Пифия прорицала нечто невнятное, оракул волен был трактовать услышанное, как ему заблагорассудится, и передавал ответ вопрошающим. Сибилла же свидетельствовала большей частью о надвигающейся катастрофе, хотя не все хотели ее слушать. За что и поплатились: «Настанет день, и погибнет великая Троя!»

error: