Нить Ариадны: Путеводитель ~ Италия ~ Болонья ~ Базилика Сан Доменико. Италия, Кьоджа. Распятие в церкви Сан-Доменико Церковь сан доменико

Горжусь своим умением растянуть шестичасовую прогулку по городу на кучу отчетов, но надо и совесть знать. Посему, как ни была бы прекрасна Сиена, но пора с ней заканчивать. В этой части еще парочка великих базилик Сиены, крепость Медичи, лучшая обзорная площадка с видом на город, девушка в окне с сиськами (да-да) и, как обычно, куча живописных сиенских улиц.

Эта часть прогулки проходила с запада на восток Сиены. На карте достопримечательностей объекты из рассказа обозначены коричневым цветом.

1. Базилика Сан-Доменико

Готическая базилика Сан-Доменико уже мелькала на фотках в предыдущих отчетах. Она расположена на одном из сиенских холмов и из центра хорошо просматривается. По своему суровому виду церковь скорее напоминает небольшую крепость, отчасти это справедливо, сиенцы построили ее из расчета прикрыть север города от своих извечных врагов флорентийцев.

Главная святыня базилики - голова Св. Екатерины Сиенской, про нее . К сожалению, снимать внутри было запрещено, к тому же сейчас проходит реставрация и все было в лесах.

Как обычно, полный список произведений искусства удобнее всего смотреть в вики, вот ссылка, если надумаете зайти:
https://en.wikipedia.org/wiki/Basilica_of_San_Domenico,_Siena
На мой вкус особых шедевров я не заметил, поэтому могу сказать, что при дефиците времени, базилику можно и пропустить.

2. Обзорная площадка у Сан-Доменико

Но, вот, прекрасную обзорную площадку у стен Сан-Доменико я все-таки рекомендую не пропустить. Особенно красиво город отсюда смотрится на закате.

Рядом с обзорной площадкой находится несколько приличных ресторанчиков. Прямо с их веранды можно любоваться последними лучами солнца на Дуомо и стенах домов Сиены. В виду некоторой удаленности от туристического центра тут можно немного сэкономить на ужине и при этом выиграть в качестве.

Именно так я и поступил, засев на террасе в одном из ресторанчиков на фото ниже. Хотелось попробовать что-то местное, характерно для Сиены, поэтому я заказал тарелку пичи (Pici) с уткой. Пичи - это такие очень толстые сиенские спагетти.

Любоваться Сиеной с этой точки в хорошую погоду можно бесконечно.

Вниз от обзорки ведет лестница к Фотнебранде, этот средневековый фонтан я уже показывал в прошлой серии.

По дороге к Санта-Барбаре (нет, бесконечный сериал тут не причем, так называется местная крепость) я наткнулся на еще одну обзорную площадку, с которой виден не только Дуомо, но и Сан-Доменико.

3. Крепость Медичи

Крепость была построена в 16-м веке по инициативе семейства Медичи, чтобы держать сиенцев в повиновении. Для моего профанного взгляда в крепости ничего интересного не нашлось, возможно тут будет интересно специалистам по фортификационным сооружениям. Но я лично не люблю крепости этого (16-17 вв) периода, мне гораздо больше нравятся средневековые замки.

Внутри крепости Санта-Барбара обосновался какой-то бродячий парк аттракционов.

Вот, что здорово в крепости, так это виды с ее бастионов на город.

Тут даже можно сделать фотку три в одном: Торре-дель-Манджа, Сан-Доменико и Дуомо.

Бренд "Перестройка" оказывается до сих пор популярен на Западе.

Герб Медичи на стенах крепости Санта-Барбара.

Кстати, еще одна приятная вещь в крепости - это какая-то грандиозная винотека в подвале с местными сиенскими винами. Во всем городе на нее установлена реклама и указатели. Но я пишу "какая-то", потому что времени и сил на винотеку не хватило. Хотя после неоднократного посещения флорентийской винотеки этот формат заведения нам с товарищем очень приглянулся.

Расположенная в крепости винотека - Энотека Итальяна - одна из крупнейших в Италии. В древних погребах находится музей, где представлены значимые вина всех регионов Италии (вход в музей бесплатный), в баре можно продегустировать вина, в винотеке постоянно проходят семинары и мастер-классы.

Рядом с крепостью много зелени и парков. Хороший контраст с улицами исторического центра Сиены, в которых преобладают камни. Характерно, что и тут скульптуры лошадок, вот, что значит любовь к Палио.

У стен крепости Медичи расположен сиенский стадион. Кстати, местная баскетбольная команда в 2009-2013 гг была лучшей в Италии, а вот футбольная команда плетется где-то в низших дивизионах. Понятное дело, для сиенцев главное победа в Палио, при мне на стадионе тренировалась команда какой-то контрады.

Прошелся немного вниз по Via Montanini.

По дороге я старался проходить все ответвления от этой улицы, благо в ее окрестностях можно найти много интересного. например, церковь Сан-Донато 12-го века. Впрочем, фасад "под средневековье" тут поддельный, середины 20-го века, но площадь вокруг церкви очень приятная, см. фотку выше.

Как я уже замечал, Сиена не производит впечатление мертвого, сугубо туристического города. В стороне от центра жизнь продолжается даже вечером.

5. Девушка в окне

Одним из квестов в Сиене у меня был поиск "девушки в окне с сиськами". Я натыкался на нее в паре отчетов при подготовке, но нигде не было сказано, где ее можно найти.

Наконец, я нашел примерное место барельефа, где-то недалеко от базилики Сан-Франческо. Нашел, отметил на карте... и забыл в беготне по городу. Только случайно наткнувшись на девушку, вспомнил про свой квест.

Обратите внимание, что перед окном девушки свисает гранат. На фото не видно, но по гранату ползет толстая гусеница. В общем, вы уже догадались, что эта уличная работа не что иное, как один из символов местной контрады Гусеницы.

6. Базилика Сан-Франческо

Сан-Франческо 13-го века чуть более изящна, чем Сан-Доменико.

С базиликой Святого Франциска связано чудо. В 1730 году воры украли из церкви Святого Франциска в Сиене серебряную дароносительницу, в которой хранился литургический хлеб (просфора). Поиски продолжались три дня, после этого похищенное было найдено в церкви Санта Мария ди Провендзано в Сиене в ящике для сбора милостыни. На следующий день процессия доставила просфоры обратно в церковь Святого Франциска, где они находятся и по сей день. В 1780 году провели экспертизу, чтобы убедиться, что это те самые настоящие просфоры. Тогда и зафиксировали чудо, заключающееся в необычной сохранности освященного хлеба, который за 50 лет никак не изменился и оставался свежим. Надежная и неподкупная комиссия проверяла просфоры и в 1789, 1889, 1815, 1854, 1914, 1922 гг. И каждый раз она убеждалась, что 223 просфоры находились в отличном состоянии, изначально было 351 просфора. В 1950 г. просфоры поместили в новый драгоценный ковчег.

Внутри Сан-Франческо было абсолютно темно и также пустынно. Я находился совершенно один в огромной церкви. Неудивительно, что она на меня произвела гораздо большее впечатление, чем Сан-Доменико. Настоятельно рекомендую сюда зайти.

Здесь есть небольшой обзор произведений искусства Сан-Франческо на русском:
http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/1220/?q=497&plint=1220

Одна из дверей вела в симпатичный внутренний дворик.

Собственно, на это все про мою прогулку по Сиене. Но как-то не хочется заканчивать, давайте еще немного пройдемся по ее улицам в северо-восточной части города.

Снова она! Как видите, пока я осматривал Сан-Франческо успел пройти небольшой дождь, тучи рассеялись и выглянуло солнце. Если уж быть совсем честным, то я слегка нарушил хронологию прогулки. Дело в том, что у Сан-Доменико я был в пасмурное время, и после того, как увидел, что меня ожидает солнечный закат, я снова побежал туда. Так что фотки в начале отчета по времени позже тех, которые идут в конце отчета. Так вот я наматывал круги по городу ради закатных видов.

Интересно, что прямо напротив "сисек" находится еще один менее известный памятник. Сознаюсь, что не знаю кому эта скульптура. Похоже какой-то пират. На заднем плане видна упитанная гусеница - символ местной контрады. Все это дело находится под мостом, с улицы почти незаметно. Кто знает, что за мужик, просьба отписаться в комментариях.

UPD Рубрика "из писем читателей"
Мужика звали Франческо Аньоло (Francesco di Agnolo detto Barbicone)- ткач, предводитель восстания, свергнувшего правительство Сиены в 14 в. В нише - фонтан, один из целой системы.

Базилика Сан-Доменико в Сиене (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Внушительная и суровая базилика Сан-Доменико - одна из важнейших церквей Сиены. Именно эту массивную постройку из красного камня с невысокой зубчатой башней вы видите на холме, когда подъезжаете к городу со стороны крепости Медичи. Похожая на старинный рыцарский замок базилика - это доминанта переднего плана в панораме города, в то время как акцентом второго плана стал далекий Дуомо.

История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской.

Церковь на холме Кампореджио выстроили монахи-доминиканцы в середине 13 века, причём строительство заняло 40 с лишним лет. Веком позднее базилика была расширена и сегодняшний свой облик приобрела в 1465 г. История базилики Сан-Доменико неразрывно связана с жизнью самой почитаемой в городе (и во всей стране) святой - Екатерины Сиенской. Жившая в 14 веке святая была знаменита редкостным даже для тех времён аскетизмом и самоотречением, а также подвижничеством, религиозными экстазами и видениями. Святая провела за стенами базилики большую часть жизни. Здесь есть реликварий с её личными вещами, здесь же хранятся самые ценные из её рукописей и главная реликвия - мощи святой: голова и палец.

Римско-католической церковью Святая Екатерина Сиенская была, как и Святой Франциск, провозглашена святой покровительницей всей Италии. Что любопытно, случилось это в 1939 г.

В 1798 г. церковь была почти полностью разрушена землетрясением, но затем отреставрирована. Её неприступный и даже мрачный вид снаружи характерен для средневековой архитектуры тех религиозных орденов, которые давали обет не искать материального благополучия. Кроме того, предположительно, при постройке базилике сознательно придавали характеристики защитного укрепления, предполагая войну с флорентийцами. Так, главного фасада у базилики Сан-Доменико нет вообще.

В интерьере же церкви хранятся подлинные сокровища. Это алтарь 15 века работы ди Стефано для святых мощей в капелле Святой Екатерины, стены которой расписаны фресками знаменитых сиенских мастеров - братьев Джованни, Содомы, ди Джорджо Мартини. В склепе капеллы также находится самый, как считают, верный портрет святой кисти Ванни (17 век). На мраморных плитах пола 15 века можно видеть изображения зверей и Орфея, как полагают, работы ди Джорджо.

Другие помещения базилики также изобилуют работами известных мастеров: Фолли, Ванни, Вольпи, Маттео ди Джованни, ди Джорджо Мартини, Лоренцетти. Особую ценность представляет работа Гвидо да Сиены, основоположника сиенской школы живописи: это «Маэста», которую художник писал пять лет и завершил в 1270 г.

Адрес: Сиена, Piazza San Domenico, 53100.

Ну вот теперь с отступлениями покончено, и мы возвращаемся на исходную позицию - площадь Сан-Доменико-Маджоре. Начиная с этой точки и далее по ходу моего рассказа начинаются кварталы Декуман, по которым не страшно ходить вечером. Дело в том, что на площадь выходит здание одного из факультетов местного Университета, и близлежащие забегаловки облюбованы студентами допоздна. Выглядит площадь так:

В центре площади находится обелиск XVII века, воздвигнутый в честь окончания очередной эпидемии, а ее "задник" - это церковь в честь святого Доминика, давшая название пьяцце. Церковь Сан-Доменико-Маджоре построена в 1283-1324 годах, основные работы осуществлены при Карле II Хромом () - неутомимом строителе неаполитанских церквей. Впоследствии ее многократно перестраивали, но последняя масштабная реставрация середины XIX века вернула храму его первоначальный вид. А вид этот, как Вы уже прекрасно знаете, носит имя "анжуйской готики".

Церковь выходит на площадь апсидой.
Наверно, есть и основной вход откуда-то с задворок, но я им ни разу не пользовался. С площади нужно подняться по монументальной лестнице (если ее перегораживает решетка, значит Вы попали))) На сиесту, разумеется.

Поднявшись по лестнице и войдя в дверь, Вы попадете в правую ветвь трансепта и сразу окунаетесь в средневековье. Вас будут окружать почившие на поле брани рыцари и вознесшиеся на небеса прямо со смертного одра клирики - а проще говоря множество гробниц. Здесь же в трансепте можно увидать сомнительное, на мой взгляд, орудие церковной миссии времен Контрреформации

Тогдашние отцы-доминиканцы были озабочены тем, что народ пьет-гуляет на карнавале и губит свои бессмертные души пустым веселием. Поэтому в противовес караванным балаганам в Неаполе было сооружено несколько таких "машин" для демонстрации Святых Даров. Находящуюся в центре гостию окружало море огня; некие механизмы приводили свечи в движение, так что Тело Христово оказывалось посреди развеселой огненной карусели. "Развеселой" - это, конечно, неправильное слово; по мысли клириков, эта конструкция позволяла отвлечь народ от легкомысленных шутих и направить помыслы легкомысленных в сторону благочестия. Уж не знаю, имела ли успех такая тактика вышибания клина клином, но машинка сохранилась по сию пору.
Здесь же в трансепте в одном из алтарей находятся мощи святого Тарсиция (или в нашем прочтении - Тарсикия), о котором писал здесь: . Для тех, кому лень возвращаться назад, напомню, что Тарсиций был церковным служкой и нес Святые Дары больному; по дороге на мальчика напали язычники, и он "предпочёл пожертвовать своей жизнью, чем отдать Тело Христово на поругание бешеным псам ". Этот подвиг Тарсиция увековечен в эпитафии папы Дамаса в римских катакомбах Сан-Каллисто. Алтарь это выглядит так:

Оставив алтарь святого Тарсиция справа, ты, читатель, попадешь в основную часть церкви - огромное трехнефное пространство с готическими сводами и арками:


В боковые нефы входят многочисленные капеллы. К сожалению, все они ужасно освещены (да что уж там - просто темны), а в некоторые - еще и вход закрыт решетками. Все капеллы принадлежат знатнейшим фамилиям Неаполя, так что, чтобы попасть в какую-нибудь капеллу, надо свести знакомство с какой-нибудь местной герцогиней. Между тем, в капеллах, судя по описаниям, было что посмотреть: Тициан, Рафаэль (да-да-да, он самый), Караваджо и т.д. Сохранились даже фрески Каваллини.

Впрочем не ради этих великих художников, чьи картины давно унесены в музеи, я Вас сюда завел. Не пожалейте времени, зайдите в сакристию (по указателям Tesoro San Domenico) и поднимите глаза вверх. Вдоль стен сакристии пущен балкон, и на этом балконе, на своеобразной этажерке выставлено 45 гробов, обитых бархатом. Когда-то все они, как полагается, находились под полом церкви, но во время реконструкции гробы изъяли, да так и не вернули назад. В этих обитых алым бархатом гробах тела членов знатнейших фамилий Неаполя.

Четыре гроба стоят отдельно, над проходом из сакристии в церковь, и обиты они не алым, а белым бархатом. Так между небом и землей почивают 3 короля и 1 королева из Арагонской династии (думаете, зачем я Вам про них рассказывал?):

На второй фотографии слева направо:
Внук предыдущего Фердинанд II (Феррандино , 1469-1496) - король Неаполя с 1495 года. О нем здесь:
Дочка Фердинанда I, тетка (одновременно и жена) Фердинанда II Джованна (1478-1518).

Вы не поверите, но каждый раз, приезжая в Неаполь, я пытался все это сфотографировать для Википедии, а получилось только в январе 2012 года, когда с Википедией я завязал))) Местный "стендик" сообщает, что первоначально тело Альфонса V должны были увезти на родину, но из-за проблем с транспортом гроб оставили в Неаполе. Между тем, итальянская и испанская Википедии говорят, что тело в итоге все же было перевезено в монастырь Поблет. О том же вещает сайт монастыря: http://www.poblet.cat/index.php?Ng%3D%3D&LDIzLDI3LDI4 . Где правда, не знаю))) Дорогой entro_a , Вы же любитель Испании, может прокатитесь в Поблет да все разузнаете на месте? Я вам даже дорогу разузнал: http://www.poblet.cat/index.php?Ng%3D%3D&LDIx ...

Ну и наконец не пропустите большую боковую капеллу Распятия, соединенную с правым нефом. В этой капелле находится Распятие, с которого, по легенде, Христос говорил с Фомой Аквинским. Св. Фома был преподавателм богословия в Неаполитанском университете (во времена были! Святые читали лекции!) и жил в доминиканском монастыре (Сан-Доменико-Маджоре и был этим монастырем). Легенда утверждает, что Голос сказал Фоме: "Фома! ты правильно писал обо мне. Какой награды ты желаешь?", а нерастерявшийся Фома дал единственно правильный ответ: "Мен не нужно никого, кроме Тебя".

Капелла эта, правда, очень часто бывает закрыта; но пусть тебе повезет, дорогой читатель!

Базилика Святого Доминика (Сан-Доменико) представляет собой один из важнейших храмов Сиены. Выглядит базилика очень внушительно и скорее напоминает рыцарский замок времен Середневековья, но такова уникальная архитектура этого старинного религиозного сооружения.

Располагается базилика между одноименной площадью Сан-Доменико и Виа дела Сапиенца. Она знаменита тем, что в ней хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской, покровительницы не только Сиены, но и всей Италии.

История возникновения базилики Святого Доминика

Строительство базилики началось доминиканцами в 1226 году и длилось на протяжении 40 лет. В 14 веке изначально небольшое здание было значительно расширено в масштабах и дополнено готическими архитектурными элементами.

За время своего существования базилика Сан-Доменико неоднократно подвергалась разрушениям из-за пожаров и землетрясений. К счастью, каждый раз ее полностью восстанавливали, преображая и привнося в ее облик новые элементы.

Фото: Anna Biancoloto / Shutterstock.com

Архитектура

При взгляде на базилику Святого Доминика, бросается в глаза ее внушительный и даже мрачный внешний вид, напоминающий крепость из красного кирпича, а главный фасад у нее вообще отсутствует.

Бытует мнение, что при строительстве базилики учитывали возможную войну с флорентийцами и в результате этого создавали такой неприступный вид религиозного сооружения.

Фото: Rastislav Sedlak SK / Shutterstock.com

Что посмотреть

Базилика Святого Доминика – это просто кладезь настоящих сокровищ, над ее внутренним убранством трудились самые знаменитые итальянские мастера.

Алтарь для святых мощей, находящийся в капелле Святой Екатерины, был создан в 1466 году Стефано. Стены капеллы украшены великолепными фресками работы Содомы, братьев Джованни, ди Джорджо Мартини.

Пол в базилике Сан-Доминика также удивляет своей живописностью – на нем изображены Орфей и звери. Над красками мраморного пола трудился также ди Джордо.

В остальной части базилики Сан-Доминико можно увидеть работы таких знаменитых итальянских мастеров, как:

  • Андреа Ванни,
  • Фолли,
  • Вольпи,
  • Лоренцетти,
  • Салимбени,
  • Ваннуччо и других.

Именно в базилике хранится картина Гвидо да Сиены «Маэста», написанная им в 1270 году.

Как добраться до базилики Святого Доминика

Базилика Святого Доминика располагается на одноименной площади Пьяцца Сан-Доменико.

Часы работы

Базилика открыта для посещений:

  • с марта по октябрь — с 7 утра до 18.30 вечера;
  • с ноября по февраль — с 9 утра до 18.00 вечера.

Вход в базилику свободный по состоянию на 2019 год.

Церковь Сан-Доменико-Маджоре (San Domenico Maggiore ) в Неаполе – религиозный, исторический и архитектурный и памятник, находящийся в самом сердце города. Это одно из самых популярных туристических мест, которое дает представление об атмосфере старинного Неаполя и рассказывает об истории доминиканского ордена.

История церкви
Строительство Сан-Доменико-Маджоре было начато в 1283 году по указанию неаполитанского короля Карла II Анжуйского. Работы, под управлением архитекторов из Франци Пьера де Шоля и Пьера д’Анжикура, велись до 1324 года. Сразу после окончания строительства церковь стала для ордена доминиканцев главным храмом в королевстве. За время своего существования храм претерпел несколько перестроек. В 17-18 веке готический стиль церковной архитектуры поменяли на модный в то время стиль барокко, но в 19 веке храм вновь был переделан с соблюдением требований готического стиля.

Во время Второй мировой войны бомбардировки Неаполя войсками «союзника» стали причиной значительных разрушений Сан-Доменико-Маджоре, в результате чего в 1953 году было проведено восстановление церкви. Позднее проводилось еще несколько мероприятий по реставрации этого исторического памятника. В 1973 году был отреставрирован уникальный церковный орган, а в 1991 году проходили работы в храме.


Достопримечательности церкви Сан-Доменико-Маджоре
Сама церковь является частью большого монастырского комплекса, в состав которого в 13-16 веках входил университет Неаполя. В этом учебном заведении получал образование знаменитый итальянский философ и теолог – святой Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств существования Бога. Туристы могут посетить келью и капеллу Фомы Аквинского, которые находятся в монастырских помещениях рядом с церковью.

Прославили университет и другие знаменитые ученики: доминиканский монах и ученый Джордано Бруно; писатель и философ Томмазо Кампанелла.
В ризнице покоятся останки 45 знатных жителей Неаполя, в том числе и прах короля Фердинанда I, а в капеллах по бокам храма находятся богато украшенные усыпальницы неаполитанских аристократов.
Пройдя через ризницу, можно попасть в сокровищницу храма, где демонстрируются драгоценности из золота и серебра. Здесь же хранятся богато украшенные одежды знатных людей Неаполя и облачения духовенства, используемые при проведении религиозных церемоний и в наши дни.

Внутри церкви находится множество художественных реликвий, которыми могут полюбоваться посетители Сан-Доменико-Маджоре. Украшением капеллы кардинала Бранкаччо являются изумительные работы

Пьетро Каваллини. Художник выполнил фрески в 1309 году, и эти изображения сохранились до настоящего времени.


В часовне кардинала Борромео туристы могут увидеть его портрет и картину Марко Пино «Крещение Христа».

В капелле Распятия, расписанной Белизарио Коренцио, находится упоминаемое святым Фомой Аквинским чудотворное Распятие 13 века.

Интересно и географическое расположение церкви: апсида – выступ, примыкающий к основному зданию церкви, выходит на площадь Сан-Доменико-Маджоре, а главный фасад обращен в переулок с тем же названием. На площади перед храмом расположен шпиль-обелиск, носящий название «Чумная колонна», воздвигнутый в честь избавления Неаполя от чумы 1656 года. Вершину ее венчает статуя Святого Доминика. Сама площадь окружена средневековыми палаццо, архитектура которых поражает своей изысканной красотой.

Посетив церковь Сан-Доменико-Маджоре, вы сможете оценить работу художников и архитекторов средневековья, проникнуться атмосферой того времени и прикоснуться к истории.

Информация

От указанны остановок (Universita), (Dante), (Corso Umberto I) идти примерно 10-15 мин

error: