Храмы луксора. Храмовый комплекс ипет-рес в луксоре Храмы бога амона в луксоре и карнаке

Храм Амона в Луксоре

Белый мрамор и прекрасные портики с колоннами, гигантские ворота-пилоны, 14-метровые статуи фараонов, гранитные обелиски, статуи из красного и черного гранита, рельефы и надписи на стенах храмов, настенные изображения, показывающие церемонии жертвоприношений и другие торжества… Все это - храм в Луксоре, невероятное чудо древней культуры, которая расцвела в долине Нила более трех тысячелетий назад. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта является наиболее гармоничным и законченным сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Луксорский храм расположен в трех километра к югу от храма Амона в Карнаке. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Впрочем, несмотря на свои огромные размеры, он всегда оставался в тени Карнакского храма. В нем отмечался лишь праздник Нового года.
Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа 111, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Римляне, покорившие Египет в начале нашей эры. принялись укреплять границы своих новых владений. В древних Фивах была сооружена крепость для одного из римских легионов. Строители включили в ее территорию и храм Амона в Луксоре. Расположенный вдоль Нила храм римляне охватили крепостной стеной с башнями так, что его огромные пилоны стали служить главным входом в лагерь. Кроме того, и со стороны пилонов, и с восточной стороны были устроены укрепленные входы (с запада крепость подходила к реке). Храм делил крепость на две части, где в каждой были проложены традиционные для римлян продольная и поперечная главные улицы - кардо и декуманум - с колоннами и тетрапилонами на перекрестках. На западном тетрапилоне была высечена латинская надпись, гласящая, что в 300 г. правитель фиванской области Аврелий Регинул посвятил это сооружение императору Диоклетиану и его соправителям. Восточный тетрапилон в 308- 309 гг. был посвящен императору Константину и его соправителям.

Римляне приспособили храм для своих потребностей. Гипостильный зал разделили перегородками на отдельные помещения, в святилище устроили капеллу, посвященную культу императора и покровителю легиона. Стены святилища украсил большой расписной фриз с изображением легионеров и императора. В центре зала с южной стороны в нише изображен сам Диоклетиан.
Есть среди развалин храма и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и выступающая из песка верхняя часть его была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Луксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Планировка храма отличается исключительной четкостью, его помещения расположены почти симметрично. Длина его центрального здания составляет 190 м. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют широкий открытый двор размерами 45 x 51 м. Гигантская колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной, но все равно производит большое впечатление. Четырнадцать ее монументальных, совершенных по пропорциям колонн 20-метровой высоты выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора - в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.

Гигантские колоннады - главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах - 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

При фараоне Рамсесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть статуй Рамсеса II. Четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита - сидящим. Тогда же были построены и открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

Постройка Луксора стала важным звеном в общем плане строительства Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ - Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, - как бы уравновесило соответствовавшие им здания храмов северной части Фив - Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Этот комплекс был редкостно декоративен: бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестевшими на солнце позолоченными верхушками, монументальные силуэты колоссов, видневшихся на фоне массивных башен огромных пилонов, с развевавшимися над ними пестрыми флагами, бесчисленные колоннады храмов - все это создавало неповторимый облик Фив, прекраснейшего из городов Египта, знаменитой столицы могущественного государства.

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 г. н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление, и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.

В3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе - братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви - придворный архитектор фараона Аменхотепа III, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм в Луксоре - сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке - это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и его выступающая из песка верхняя часть была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Л
уксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Храм Амона Ра длиной в 260 метров построили в основном два фараона – Аменхотеп III, который начал строить его в XIII веке до н.э. и Рамсес II, добавивший пилон и новый двор.

Дорога к храму вела по дороге сквозь 2 ряда сфинксов. У входа в храм располагались фигуры фараонов. Рядом возвышались Обелиски.

П
еред главным залом находится большой двор, где собирались люди для молитв. Пилон, воздвигнутый Рамсесом II, украшен барельефами, иллюстрирующими сцены военных походов фараонов против хеттов.

В древние времена перед пилоном находилось два обелиска и шесть скульптурных изваяний фараона Рамсеса II - две гранитние пятнадцатиметровие статуи, изображающие сидящего на троне фараона, и четыре других изваяния из розового гранита, которые изображали фараона стоящим. До сих пор сохранились только сидящие скульптуры и одна из стоящих.

Сегодня только левый, один из двух, 25-метровый обелиск все еще стоит на своем месте, другой был вывезен в 1833 году в Париж и установлен там на площади Согласия.

Храм Амона Ра состоит из ряда дворов и колонных залов. В первом, дворе Рамсеса II находятся тридцать две колонны высотой 16 м. На стенах двора нанесены барельефы, а в задней части двора установлены семиметровые гранитные скульптуры фараона.

В следующей колоннаде, построенной Аменхотепом III, находятся два симметричных ряда колонн высотой 16 м, верхняя часть которых выполнена в виде бутонов папируса. На стенах колоннады нанесены барельефы, посвященные празднику Опет.

Г
игантские колоннады - характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах - 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом Солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 году н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах до 1930-х годов, когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать об искусстве древних египтян.

Луксорский храм – один из памятников культуры и архитектуры Древнего Египта. Он находится на месте не существующей ныне столицы этого государства – города Фивы.

Общая информация

Луксорский храм расположен на восточном берегу Нила. Сейчас это территория современного города Луксор, а раньше здесь находились Фивы – столица древнеегипетского государства. Храмовая постройка располагалась на юге города. Конечно, до нашего времени она сохранилась не в первоначальном виде, но в некоторых местах еще встречаются следы краски, а в самом храме видны очертания залов. Изначально храм в Луксоре соединялся со знаменитым Карнакским храмом трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов.

Красота и размеры Луксорского храма поистине впечатляющи – его длина достигает 260 метров, а с каждой стороны от входа расположены мощные пилоны высотой 20 метров и длиной около 70 метров. Один из пилонов построен при Рамзесе II и украшен рельефами с изображениями одержанных им побед. Известно, что во времена Древнего Египта у входа в храм стояли 6 статуй этого правителя, но сейчас мы можем увидеть лишь три из них. У одного из входов находится обелиск. Раньше рядом с ним был еще один, но его увезли во Францию в конце XIX столетия. А первый обелиск хорошо виден на многочисленных фото этого места.

Сразу после входа в Луксорский храм вы попадете в перистильный зал, созданный при Рамзесе II. Пройдя по нему, вы выйдете к колоннаде, возведенной при Аменхотепе III. Аллея из колонн имеет протяженность 100 метров и состоит из 14 рядов столпов в виде свитков папируса. Затем следует еще одна колоннада – гипостильный зал, образованный 32 колоннами и ведущими в сердце храма – святилище. Пройдя еще немного, вы попадете в Храм Амона в Луксоре – самое позднее из зданий храмового комплекса. Он возведен уже в период царствования великого полководца Александра Македонского.


История и судьба сооружения

Луксорский храм предположительно построен уже в эпоху Нового Царства – в XIV-XI веках до нашей эры. Хотя ученые и сейчас не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же все-таки была возведена эта постройка. Есть мнение, что закладка храма произошла еще в эпоху Среднего Царства – свидетельством этого служили иероглифы на стенах Белого храма.

Луксорский храм выполнял возложенные на него функции вплоть до покорения Египта Александром Великим, который в 320 году до нашей эры попытался возродить его славу времен Аменхотепа III. Но после смерти Александра наместник Рима на территории Египта Птолемей разрушил Фивы и его великолепные храмы. Это случилось в 84 году до нашей эры.

Уже в VII веке нашей эры Египет был захвачен мусульманами. Уже тогда Луксорский храм и большая часть его построек была скрыта под толстым слоем нильского ила. В XIII веке на вершине храма была построена мечеть Абу Хаттаг. До наших дней дожил лишь один из ее минаретов.

В конце XIX века археолог из Франции Гастон Мосперо организовал раскопки Луксорского храма. И хотя активно его стали раскапывать лишь в 30-х годах прошлого столетия, официальным годом открытия храма считается 1884 год. А в 1989 году произошло очень значимое событие – под полом храма были обнаружены 26 статуй. Скорее всего, жрецы спрятали их, чтобы спасти от разрушения во время разграбления. Сегодня эти статуи находятся в Луксорском музее.


Религиозное значение Луксорского храмового комплекса

Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.

Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.

Нынешнее состояние постройки

До наших дней Луксорский храм сохранился в очень хорошем состоянии – отчетливо видны и границы залов, и многие архитектурные элементы вплоть до изображений на колоннах. В древности он многократно реставрировался и перестраивался, а его хорошее нынешнее состояние археологи объясняют толстым слоям земли, которыми он обрастал с течением времени. Не сохранилась лишь высокая ограда, которую построил Рамзес, и которая скрывала множество величественных статуй и построек от глаз и посягательств посторонних людей. А раскопки длинной аллеи сфинксов ведутся до сих пор.


Храм очень популярен у туристов. Каждый, кто прибывает в Луксор, не упускает возможности побывать в этом месте, сохранившем в веках следы былого величия Древнего Египта, и сделать памятное фото.

Информация для туристов

Луксорский храм находится прямо в центре города Луксор. С разных курортов Египта сюда ежедневно прибывают экскурсионные автобусы. Приобрести билет на экскурсию можно в отеле или в любом турагентстве. Памятник открыт для всех желающих с 7 утра до 9 вечера, за вход нужно будет заплатить 20 египетских фунтов.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего . С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

СВЕТ И ТЕНИ АМОНА-РА

Как большинство монументальных памятников Древнего Египта, храм Амона-Ра в Луксоре сохранился не в первозданном виде. Но и то, что осталось, свидетельствует: это был наполненный множеством символических смыслов ритуальный комплекс.

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм) . Оба храма были посвящены богу АмонуРа и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «Городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-И мн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/ 1489- 1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. дон. э. или 1504-1482 гг. дон. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу 111 (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 ГГ. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе 111 (1388-1353/1351 гг. дон. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. дон. э.) и Рамзесе 11, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. дон. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе 111 стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел процессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнес храм внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе 111. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юговосток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.), сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг. до н. э.) , завоевавшем Египет в 332 г. дон. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.


Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Гипостильный зал.

■ Пилоны.

■ Портик.

■ Внутренний двор.

■ Колоссы Рамзеса II и другие статуи.

■ Обелиск.

■ Аллея сфинксов.

■ «Зал (дом) рождения» маммизи.

■ Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.

■ Артефакты из храма в Луксорском музее.

■ Маммизи - это в буквальном переводе с коптского.дом рождения.. А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа 111, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа 111 и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избранницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.
■ Не умаляя славы архитектора Аменхотепа, сына хапу, нельзя забывать, что непосредственными исполнителями его замыслов были руководившие стройками Гори и Сути, об этом оставлена иероглифическая запись.
■ На территории Луксорского храма существовали также римский военный лагерь и форт, а после их ухода - святилища первых в Египте христиан.
■ Существует предание о том, как Абу эль-Хаггаг (Отец Паломников) получил свое уважительное прозвание. Караван с паломниками шел в Мекку. Настал такой момент, когда посреди знойной пустыни у путников кончилась вода и взять ее было неоткуда. Тогда один из паломников стал молиться, и его бутыль наполнилась чистой прохладной водой благодаря тому, что он нашел самые глубокие и живые слова в своем обращении к Аллаху. Бутыль наполнялась снова и снова, пока все люди не напились. А спасителя стали звать Абу эль-Хаггаг.

■ В 1989 г. под полом храма было обнаружено 26 статуй, изображающих фараонов и божеств Нового царства. Скорее всего, они были спрятаны жрецами при каком-то из вторжений врага в Фивы. Эти скульптуры представлены в экспозиции Луксорского музея.

Храм Амона-Ра в Луксоре или был одним из самых величественный храмов Древнего Египта. Он находится в центре древнего города Фивы (ныне Луксор) на восточном берегу Нила. Всего в нескольких километрах к северу от него находится Карнакский храм. В отличие от большинства других египетских храмов, Луксорский имеет ориентацию север-юг, чтобы соответствовать пилонам Карнакского храма.

История и строительство

Ученые полагают, что фараоны начали строить Луксорский храм в период Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). Но самые ранние из дошедших до нас доказательств относятся к царствованию Аменхотепа III . Он был фараоном Нового царства и перестроил ядро храма, включавшее Внутреннее Святилище. Аменхотеп III также построил просторный двор с колоннами изображающими связки тростника.

Следующий крупный этап строительства датируется правлением фараона Рамсеса II. Он добавил к храмовому комплексу еще один пилон вокруг которого возвели 74 колонны. Пилон был украшен сценами походов Рамсеса II против хеттов. Также, по распоряжению фараона, между колоннами поставили величественные статуи его самого и супруги. перед пилоном были возведены еще четыре статуи фараона и два изваяния. Одно из них в настоящее время находится на площади Согласия в Париже.

Несколько последующих фараонов также отметились в храме Амон-Ра в Люксоре. Нектанеб II построил переднюю площадку перед Большим Двором. Он также восстановил статуи сфинкса, охраняющие путь к Карнаку. Серапис построил часовню, которая находится в передней площадке, а Шабака построил там еж беседку. Более поздние правители также восстанавливали части храма.

Даже Александр Великий оставил свой след в истории храма Амона-Ра в Луксоре - он пристроил к основному зданию гранитный храм, на котором изобразил себя, как фараона, жертвующего Амону. Во времена Римской империи, здесь появилась крепость. Также не обошлось без перестройки храма и изображений императора и легионеров.

Во времена завоевания Египта арабами, на крыше Луксорского храма была возведена мечеть Абу-эль-Хагаг. Она была построена на крыши из-за того, что во время возведения храм был засыпан песком, и было принято решение использовать его верхнюю часть как фундамент. Теперь, когда все строения расчистили, мечеть выглядит как верхняя надстройка.


Факты о Луксорском храме

  • Луксорский храм был активным религиозным местом, по крайней мере, 3000 лет.
  • Многие фараоны достраивали или восстанавливали храм.
  • Хранилище статуй, найденных в Луксорском храме, содержали некоторые из самых красивых примеров египетской скульптуры, найденных на сегодняшний день.
  • Храм посвящен Амону-Ра, также как и храм в Карнаке.
  • Египтяне ориентировали Луксорский храм с севера на юг лицом к Карнаку; вместо того, чтобы ориентировать его с востока на запад, как и большинство египетских храмов.
  • Луксорский храм был расположен в центре древнего города Фивы.

error: