Консорциум университетов «SDN в научно-образовательной среде. Минобрнауки создаст консорциум вузов-экспортеров высшего образования Консорциум университетов


Игровая роль «Ядерный» университет консорциума вузов» (вуз) отвечает за обеспечение человеческим ресурсом развитие атомной отрасли и реализацию целей ГК «Росатом», а также за реализацию отдельных научно-исследовательских проектов в срок.

К задачам управляющего ролью «Ядерный университет» консорциума вузов относятся:

  • Подготовка научных и высококвалифицированных кадров для атомной отрасли, а также повышение квалификации и переподготовка действующего персонала.
  • Организация образовательной деятельности вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура и др.), обеспечение процесса подготовки современными образовательными технологиями, учебно-методическим комплексом, профессорско-преподавательским составом и прочими ресурсами.
  • Развитие научно-исследовательского потенциала вуза для включения в инновационный процесс развития атомной отрасли за счет реализации прикладных и фундаментальных задач в проектах, создания лабораторий, взаимодействия с международными научными центрами и прочее.
  • Управление абитуриентской компанией, вовлечение студентов в реализацию научно-исследовательских проектов, обеспечение высокого уровня освоения и закрепления знаний студентами.
  • Управление инфраструктурным комплексом вуза (фонд площадей, оборудование, IT-инфраструктура и прочее).
  • Управление финансовым аспектом деятельности вуза (планирование доходов и расходов, анализ бюджета и прочее.).

Ключевые направления деятельности

Подготовка кадров для отрасли

Основной задачей роли ««Ядерный» университет консорциума вузов» является подготовка научных и высококвалифицированных кадров для обеспечения кадровым потенциалом атомной отрасли, что позволит реализовать инновационную программу развития ГК «Росатом». На основании прогнозов динамики рынка труда по различным специальностям как текущих, так и будущих запросов атомной отрасли формируется запрос на подготовку научных и высококвалифицированных кадров. Подготовка кадров для атомной отрасли осуществляется по следующим типам образовательных программ: бакалавриат, магистратура, аспирантура и докторантура, а также программы ДПО.

Образовательный процесс

Организация образовательной деятельности - многофакторный процесс, затрагивающий такие аспекты, как инфраструктура, кадры, образовательные технологии, учебно-методический комплекс, материально-техническая база и прочее. Основным приоритетом в организации образовательной деятельности является обеспечение высокого уровня качества подготовки и выпуск необходимого количества специалистов в соответствие с запросами рынка труда.

Научно-исследовательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность в вузе представлена в виде прикладной и фундаментальной науки. Основным процессом НИОКР в вузе является реализация прикладных и фундаментальных проектов НИОКР за счет включения в процесс реализации инновационной программы развития атомной отрасли. Развитие в вузе научной деятельности под собой подразумевает реализацию проектов НИОКР, совершенствование действующих научных направлений, работа с результатами интеллектуальной деятельности, обеспечение научной деятельности лабораторной базой и прочее.

Инфраструктура

Инфраструктурный комплекс вуза включает в себя управление фондом площадей, инженерными сетями, лабораторным оборудованием, материально-технической базой и прочее. Инфраструктура вуза является обеспечивающей по отношению к научной и образовательной деятельности, и основной задачей в рамках модели компьютерного симулятора будет обеспечение в полном объеме и качестве всех запросов и требований деятельности вуза для его нормального функционирования.

Финансы

Управление финансами представлено в виде таких блоков как: план финансово-хозяйственной деятельности в части собственных средств, план финансово-хозяйственной деятельности в части программ, план финансово-хозяйственной деятельности в части субсидий, займы и вложения.

Доступный инструментарий роли

Для достижения целей и задач роли руководство «Ядерного» университета консорциума вузов имеет следующий набор решений (инструментов):

  • Строительство новых объектов (бизнес-инкубатор, парк, парковка);
  • Покупка, ремонт, аренда оборудования.
  • Актуализация библиотечно-информационного фонда.
  • и пр.

3 сентября 2013 года на встрече с профессорско-преподавательским и студенческим коллективом ПГУ заместитель Председателя Правительства РФ, специальный представитель Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозиным была поставлена задача о необходимости закрепления институтов и факультетов нашего университета за профильными российскими вузами. По предложению Д.О. Рогозина была начата работа по созданию Консорциума российских вузов-партнеров и ПГУ им. Т.Г. Шевченко – форма сетевого взаимодействия вузов под патронатом Воронежского государственного университета.

Целью создания Консорциума является:

  • расширение и упрочение российского образовательного, научного и культурного пространства в юго-западном регионе стран СНГ, поддержки российских соотечественников, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике, повышения качества подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для экономики Приднестровья, содействия интернационализации университетов, входящих в Консорциум, развития интеграционных процессов в образовании.
  • координация работ по созданию единой коллективной системы генерации новых знаний, распространения и использования их в интересах образовательных учреждений;
  • повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе преемственности государственных образовательных стандартов и программ обучения в образовательных учреждениях путем использования методического, научного, кадрового и информационного потенциала учреждений высшего профессионального образования и науки - членов Консорциума;
  • обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда;
  • вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов;
  • повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы;
  • создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизации научных исследований и инновационной деятельности;
  • повышение роли образовательных учреждений в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии соответствующих регионов.

Основными задачами Консорциума, направленными на достижение поставленных целей являются:

  • подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов по естественнонаучным, гуманитарным и социально-экономическим направлениям;
  • развитие академической мобильности, бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов Участников Консорциума;
  • реализация Участниками совместных магистерских программ;
  • проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями;
  • содействие реализации проектов и инициатив Участников, реализации их совместного участия в конкурсах, грантах и программах.

За прошедший период в рамках двухстороннего сотрудничества и сетевого взаимодействия с вузами-партнерами, рекомендуемыми к включению в состав Консорциума была проведена большая работа: обучение около 60 аспирантов и 3-х докторантов, из которых 30 защитили кандидатские и 2 сотрудника – докторские диссертации, организовано более 20 стажировок; проведено чтение циклов лекций на выездной основе на ряде факультетов университета – юридическом, педагогики и психологии, экономическом, институте языка и литературы, и др.; проведено 11 вебинаров и 37 совместных конференций; 24 сотрудника университета прошли курсы повышения квалификации; состоялся обмен 13 делегациями и 26 рабочих поездок по обмену опытом; проводятся исследования в рамках договоров о сотрудничестве (10 научных проектов и работ и 9 совместных научных трудов). В рамках совместных образовательных программ в российских вузах-партнерах 75 студентов ПГУ им. Т.Г. Шевченко получили второе высшее образование, а 106 студентов продолжают свое обучение в Финансовом университете при Правительстве РФ, РГГУ, БГТУ, ВГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др. вузах.

Российско-Приднестровский Консорциум вузов:

  • БГТУ – Брянский государственный технический университет
  • ВГУ (вуз-координатор) – Воронежский государственный университет
  • Госинститут русского языка им. А.С. Пушкина – Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина
  • ОГУ им. И.С. Тургенева – Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
  • МГЛУ – Московский государственный лингвистический университет
  • МГТУ им. Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • МГЮУ им. О.Е. Кутафина- Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
  • МПГУ – Московский государственный педагогический университет
  • Первый МГМУ им. И.М. Сеченова - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
  • РГГУ – Российский государственный гуманитарный университет
  • РЭУ им. Г.В. Плеханова – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
  • ЮФУ – Южный федеральный университет
  • НИУ БелГУ – Научно-исследовательский институт «Белгородский государственный университет»
  • РГАУ - МСХА им. К.А.Тимирязева – Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева
  • РУДН – Российский университет дружбы народов
  • ФУ при Правительстве РФ – Финансовый университет при Правительстве РФ

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными учебными заведениями, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий. Эта институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов.

История дистанционного образования наглядно свидетельствует о его адекватности новым потребностям общества, связанным с образованием, и релевантности в разных странах мира. Методы организации дистанционного обучения менялись каждый раз с появлением новых технологий.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что новая форма образования потребовала новой организации учебного процесса и структур, которые должны создаваться на принципах открытости, непрерывности, гибкости, модульности, достаточной универсальности, всеобщности и индивидуализации образовательного процесса.

Заключение:

Современное виртуальное обучение по многим параметрам приближается к индивидуальному. Это и виртуальное присутствие в классе на вебинаре, и мультимедийный и интерактивный контент курсов. Отдельно стоит сказать о выполнении практических заданий на виртуальных машинах, когда обучаемому доступны виртуальные сети любой сложности. Если ещё добавить к этому, что электронное дистанционное образование зачастую выбирают люди целеустремленные и склонные к высокой самоорганизации, то эффект получается очень высоким. Со временем виртуальные курсы вполне могут занять нишу между заочной и очной форм обучения: такое образование вполне реально получить в домашних условиях, посещая стены учебного заведения только лишь в период сессии. Зато свежие лекции и практические задания можно получать хоть ежедневно – был бы доступ в Интернет. Виртуальные университеты- вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Получать образование в таких университетах пока рекомендуется как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на виртуальные университеты как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов.

Список литературы:

    Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.

    Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. - СПб.: Корифей, 2001. - 170 с.

    Зайченко Т. П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 167 с.

    Зайченко Т. П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения: монография. - СПб.: Астерион, 2004. - 188 с.

    Иванченко Д. А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. ― М.: Союз, 2005. ― 192 с.

    Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - № 1(2). - С.42-54.

    Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. - 2002. - № 36. - С. 26-30.

    Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - № 2. - С.30-35.

Минобрнауки выбрало 39 вузов, которые первыми начнут реализацию приоритетного проекта по экспорту российского образования. Они будут привлекать иностранных студентов

Фото: Larry Downing / Reuters

Правительство утвердило дорожную карту по приоритетному проекту правительства об экспорте образования, заявила РБК глава Минообрнауки Ольга Васильева в кулуарах восточного экономического форума во вторник, 5 сентября. Васильева уточнила, что экспортом образования будет заниматься 39 российских вузов.

Под экспортом образования правительство подразумевает привлечение иностранных студентов в российские вузы, увеличение зарубежных слушателей онлайн-курсов и иностранных школьников, получающих дополнительное образования в России.

Паспорт приоритетного проектаопубликован на сайте правительства. Цель документа, говорится в пояснительной записки к проекту, — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке.

В правительстве и Минобрнауки рассчитывают, что количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, в результате реализации проекта вырастет с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций — с 1,1 млн человек до 3, 5 млн. Для достижения этих целей правительство планирует потратить почти 5 млрд руб.

Надеются чиновники на увеличение доходов от экспорта российского образования — поступление денег должно вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд руб. в 2025 году. В реализацию проекта власти готовы вложить 5 млрд руб. Впервые заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев в мае 2017 года.

РБК ознакомился со списком вузов. Эти организации первыми внедрят программы по экспорту образования. С 2021 года все университеты страны должны будут перенять их опыт.

В списке:

1. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

4. Дальневосточный федеральный университет

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

14. Московский политехнический университет

15. Московский физико-технический институт (государственный университет)

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21. Новосибирский государственный технический университет

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства — ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет.

Подготовить документы о «консорциуме» вузов — экспортеров к 1 ноября должен ректор РУДН Владимир Филиппов, следует из протокола заседания Минобрнауки с представителями вузов за подписью заместителя министра Павла Зеньковича (документ есть у РБК). Он обязан разработать и согласовать положение о консорциуме и его дорожную карту с главами других вузов из списка.

Анализ развития университетского образования в мире показывает, что под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также в процессе становления в сфере образования рыночных отношений формируются новые модели университета. В них объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного обучения. Это такие институциональные формы, как подразделения ДО в традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов, телеуниверситеты, виртуальные классы, виртуальные университеты.

Подразделения ДО в традиционных университетах. Традиционные университеты во всем мире имеют большое значение для развития новой системы университетского образования. Являясь образовательными центрами, в которых сосредоточены ведущие специалисты, традиционные университеты обладают значительным потенциалом, для того чтобы стать центрами по разработке современных дистанционных университетских курсов. В основе этого - развитие в традиционных университетах специальных подразделений ДО.

Такие подразделения ДО могут, во-первых, разрабатывать и доставлять дистанционные курсы в рамках своего университета, особенно когда университетские здания (корпуса) расположены на значительном расстоянии или имеются филиалы в разных городах; во-вторых, разрабатывать дистанционные курсы для рынка образовательных услуг.

Рассмотрим в качестве примеров реализации такой модели университет Ольстера (Северная Ирландия) и университет Виктория (г. Виктория, Британская Колумбия, Канада).

Необходимость развития ДО в университете Ольстера связана с его структурой: он образовался путем слияния нескольких учебных заведений и состоит из четырех отдельных университетских территорий, отстоящих одна от другой на расстоянии более 72 миль. Слияние нескольких заведений в одно, с одной стороны, означает рационализацию процесса обучения, поскольку один и тот же курс может читаться в разных кампусах. С другой стороны, чтение одного курса в разных местах означало, например, что профессор университета должен проезжать между кампусами 1740 миль каждый семестр. Это стимулировало развитие методов ДО. Другим стимулом было растущее давление на университеты со стороны правительства с требованием повышения эффективности затрат на обучение, которое поставило под вопрос существование курсов, разработанных для небольшого числа слушателей. Развитие методов ДО позволяло включить в группу слушателей курса людей из разных мест и тем самым собрать достаточную по размерам группу.

Таким образом, необходимость использования методов ДО в Университете Ольстера была осознана под давлением, в основном, экономических фактов.

Обращение Университета Виктории к сфере ДО также было связано с экономическими проблемами - в начале 80-х годов университет стал объектом серьезных финансовых ограничений, в то время как спрос на образование на университетском и послеуниверситетском уровнях не только не уменьшался, но даже постоянно возрастал. К тому же специфика канадской провинции, в которой на огромной территории расселены небольшие далеко отстоящие друг от друга городские и сельские общины, подсказывала необходимость развитие ДО. В 60-х годах в провинции получила определенное развитие заочная форма обучения, при которой взаимодействие между преподавателями и студентами осуществлялось посредством материалов, пересылаемых по обычной почте. Однако внедрение телекоммуникационных технологий стимулировало их применение, и уже в конце 70-х годов в Университете Виктории был проведен первый эксперимент по использованию спутниковой связи в ДО. В начале 80-х годов в провинции была создана специальная организация - Управление открытого обучения - для содействия высшим учебным заведениям в развитии и распространении своих образовательных программ с помощью искусственных спутников и кабельного телевидения.

Подразделения ДО развиваются в последние годы и в российских учебных заведениях. Один из наиболее ярких примеров - это Институт ДО Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением традиционного университета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы ДО на базе двух технологических решений, которые называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики этих решение представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Технологии ДО в ИДО МЭСИ

Кейс-технология

Сетевая технология

Учебно-практические пособия (УПП) по курсам, объединенные в портфель (кейс) по учебной программе: печатный учебный материал и тесты по каждому разделу курса.

Сетевая электронная библиотека: размещение УПП в компьютерной сети, web-сайты с учебным материалом и тестами.

Очные занятия с тьютором учебного центра: вводный семинар, очные консультации 1-2 раза в неделю, итоговый семинар, проверка тьюторами тестов.

Самостоятельное изучение материала web-сайтов, отсылка тестов тьютору по электронной почте.

Консультации с тьютором с помощью телефона, факса, электронной почты.

Консультации с тьютором по электронной почте: обучающийся имеет право задать тьютору 5 вопросов, срок ответа тьютора - 3 дня.

Очная сдача экзамена в учебном центре.

Дистанционные и открытые университеты.

Эти учебные заведения нового типа развиваются, во многом опираясь на модель заочного образования, модернизируя ее на базе использования в учебном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Университеты заочного образования, в которых обучение до недавнего времени осуществлялось на базе печатных материалов, часто имеют развитую инфраструктуру, богатый педагогический и организационный опыт обучения на расстоянии, которые используются для развития новой системы университетского ДО. Наряду с печатными материалами в учебном процессе все большее место отводится аудио- и видеодискам, радио- и телекоммуникациям.

Примеры таких учебных заведений уже рассматривались выше (см. п. 3) - UNED в Испании, Открытый университет Великобритании и Международный центр ДО "ЛИНК" в России.

Резюмируя опыт этих учебных заведений, можно отметить, что для развития дистанционных и открытых университетов характерны два фактора:

  • использование опыта и инфраструктуры заочного образования, сети региональных центров для становления новых образовательных моделей на базе современных информационных технологий;
  • выработка новых экономических и организационных механизмов образовательного процесса в ходе изменения его технологической основы.

Консорциум университетов. Эта новая институциональная модель университетского образования стала активно развиваться в последние годы. Консорциум университетов (от латинского consortium - соучастие, сообщество) представляет собой коммерческое предприятие, оказывающее коммуникационные и административные услуги по предоставлению учебных курсов, разработанных входящими в консорциум традиционными университетами, для дистанционного обучения на базе разнообразных образовательных технологий (рис. 1.3).

Таким образом, консорциум университетов объединяет и координирует деятельность нескольких университетов на основе современных информационных технологий. Можно сказать, что консорциум университетов осуществляет брокерскую связь между студентами и традиционными университетами для дистанционного обучения. Консорциум университетов может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, программы продолженного образования и подготовительные курсы для абитуриентов. Наиболее важно то, что консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в консорциум.

Такая институциональная модель чрезвычайно актуальна для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы многих традиционных университетов.

Значительный опыт развития этой институциональной формы университетского ДО накоплен в Австралии, где успешно функционирует Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia - OLA) - консорциум восьми традиционных университетов, предоставляющий возможность всем австралийцам изучать курсы этих университетов с использованием не только печатных материалов и почты, но и новых информационных технологий.

OLA в настоящее время предлагает 150 университетских учебных курсов, охватывающих такие предметные области, как искусство, социальные науки, бизнес, технологии и прикладные исследования

Учебный год в OLA делится на четыре 13-недельных учебных периода. Большинство курсов единичные, т.е. охватывают один учебный период и стоят $305. Двойные учебные курсы охватывают два учебных периода и стоят $610. Плата, взимаемая за каждую учебную программу, покрывает стоимость учебных материалов, библиотечный доступ, проверку работ и консультирование студентов, но она не включает стоимость учебников.

Важно подчеркнуть, что консорциум OLA не является университетом и сам не присваивает ученые степени. Однако многие университеты, входящие в OLA, присуждают ученые степени посредством частичного или полного обучения через OLA. В настоящее время можно получить таким образом ученую степень по гуманитарным наукам, бизнесу, прикладным наукам, информационным технологиям и др.

Вузы-участники данного консорциума - это Московский государственный индустриальный университет, Московский институт электронной техники, Московский государственный институт стали и сплавов, Московский государственный институт электроники и математики, Тульский государственный университет, Томский политехнический университет, Российский государственный технологический университет, Российская экономическая академия. Эти вузы объединились в консорциум для предоставления курсов дистанционного образования. ИНФО создал для этой цели систему региональных центров в РФ и странах СНГ.

Телеуниверситет. Эта новая институциональная форма университетского образования также основана на объединении ресурсов традиционных университетов, но это объединение гораздо более сильное, чем в случае консорциума университетов. Телеуниверситет предлагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет сам разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, выдает дипломы и сертификаты, используя профессорско-преподавательский состав, классные аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.

Эта модель современного университетского образования наиболее ярко воплотилась в деятельности Национального технологического университета США - НТУ.

НТУ входит в первые 5% всех американских технических университетов, проранжированных по числу студентов, обучающихся по программам на получение степени магистра технических и компьютерных наук. В настоящее время НТУ объединяет ресурсы 46 ведущих университетов США, привлекая их профессорско-преподавательский состав, разработанные ими курсы, так же как и классные аудитории этих университетов, для создания и доставки обучающих телевизионных курсов в более чем 300 мест на так называемые рабочие площадки, принадлежащие общественным и частным высокотехнологичным организациям. Это стало возможным благодаря тому, что НТУ осуществляет функционирование одной из самых больших в мире сетей цифрового компресс-телевидения. Сеть спутниковой связи реализует одностороннюю передачу видеоинформации или двустороннюю передачу аудиоинформации. Контроль за деятельностью сети осуществляет Центр управления Сети НТУ в Колорадо, что позволяет вести трансляцию по 14 каналам круглосуточно и все семь дней в неделю. Благодаря этому количество часов вещания в Сети НТУ составило, например, в 1994 году 22702 для университетских курсов и 2980 - для незачетных коротких курсов. Зона, обслуживаемая TELSTAR 401 - новым внутренним спутником, используемым НТУ, охватывает все штаты США, распространяется на южную часть Канады, северную часть Мексики и территорию Карибского бассейна.

Основными пользователями услуг НТУ являются общественные и частные высокотехнологичные организации. Поэтому высокая концентрация рабочих площадок НТУ наблюдается в таких местах, как Силиконовая Долина, Миннеанаполис, Чикаго, Бостон, Вашингтон и других центрах высоких технологий.

Набор обучающихся в НТУ постоянно растет и сейчас ежегодный набор превышает 5000 человек.

Виртуальный университет. В этой образовательной модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые дают технологии учебных телеконференций. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами типа мультимедиа, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. В результате этого учащийся может получать учебную информацию из разных источников. Появление такой модели образования ведет к тому, что обучение осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения.

Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности с проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета).

Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета приведет к глубоким изменениям в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов и студенческих общежитий, кампусов, кабинетов административных работников и лекционных залов. Он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и учащихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, используя современные телематические технологии. Очевидно, что эта модель означает большой прогресс на пути интернационализации образования и доступности обучения.

В качестве примера виртуального университета можно привести Интернет университет CASO - http: //www.caso.com.

В настоящее время этот университет, привлекая 87 аккредитованных учебных заведений для разработки и предоставления курсов, предлагает 2738 университетских интерактивных курсов в 24 предметных областях, таких, как аэронавтика, искусство, экономика, медицина, история, иностранные языки, литература, право, управление, математика, психология, социология и др.

Курсы доставляются посредством компьютерной сети Интернет с использованием аудио и графики. Эти курсы могут быть зачетными и незачетными. Наиболее существенной является возможность получения ученой степени в этом Интернет университете.

Основная миссия университета сформулирована его создателями следующим образом: "Мы работаем, чтобы помочь людям ощутить революцию в образовании, которая происходит на основе сети Интернет…. Мы - это группа преподавателей и студентов всех возрастов, которые сотрудничают, обучаясь через Интернет. Очень скоро появятся сотни новых учебных заведений с тысячами Интернет-курсов…".

В области дополнительного профессионального образования выделяется деятельность такого виртуального университета, как Спектрум - http://www.vu.org .

Как заявляют его создатели, "наш виртуальный кампус на www является самым большим онлайновым учебным сообществом в Интернет, и более чем полмиллиона людей из 128 стран обучаются в наших виртуальных классах".

Учебный год в этом виртуальном классе разбит на четыре четверти. Длительность курсов - от четырех до десяти недель. Каждую четверть предлагается 8-20 учебных курсов в самых различных предметных областях, таких, как география, история, иностранные языки, право, компьютерные науки и др.

Регистрационный взнос в университете составляет $15 США, уплатив которые учащийся может изучить три учебных курса.

Начиная с 1 января 1998 года, этот виртуальный университет выдает документы государственного образца в области дополнительного образования на основе системы зачетов дополнительного образования. Такой зачет можно получить после успешной сдачи итогового экзамена. Если же получение зачета не предполагается, то обучаемый может участвовать в учебном процессе, не выполнять никаких домашних заданий и контрольных работ.

Виртуальный университет Спектрум имеет свой виртуальный книжный магазин, где по сети Интернет продаются книги, каталог которых насчитывает около двух миллионов наименований. Многие курсы не предполагают использования учебников: преподаватели предоставляют учебный материал и задания по сети Интернет. Популярным среди обучаемых является Chat Cafe этого университета, однако, применение дискуссий в реальном времени непосредственно в учебном процессе пока встречает ряд технических трудностей, которые, несомненно, будут преодолены в ближайшем будущем.

Виртуальный университет - это чрезвычайно быстро развивающаяся новая организационная форма современного образования. Для обсуждения и поиска решения проблем и перспектив развития виртуальных университетов издается, например, специальная электронная газета Virtual University Gazette -

error: