Высоко-петровский ставропигиальный мужской монастырь. Высоко-Петровский мужской монастырь. Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь Новопетровский монастырь

АДРЕС: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, 28.

Время работы: Ежедневно с 7:00 до 19:00

Метро: «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская»

Телефоны:
+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)
+7 495 236-94-24 (канцелярия, факс)
+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)
+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Роман Криницын)

E-mail:
[email protected] (помощник наместника, канцелярия)
[email protected] (паломническая служба)
[email protected] (пресс-служба; послушник Богдан (Семенюк)

Звонки принимаются:
Понедельник-пятница с 10:00 до 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ

В 2016 году по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы в Высоко-Петровском монастыре начались работы по реставрации на двух объектах культурного наследия федерального значения. Ими стали:

  1. Церковь Пахомия , 1753-1755 гг.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 7. Ныне храм Петра и Павла.
  2. «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII – начало XVIII вв. Колокольня с надвратной церковью , 1690 г.». Адрес: ул. Петровка, д. 28, стр. 3. Надвратный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Договор подряда заключен с ОАО «Реставрационные компании». Авторский надзор: ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация».

Подрядчики выставили леса и реставрируют фасады.

Планы на 2016 год

По храму Петра и Павла: реставрация белокаменных фасадов и декора; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах, устройство полов; воссоздание окон и дверей; ремонт и реставрация крыши; устройство системы водостока.

По колокольне с надвратной церковью: реставрация фасадов, лепного декора; реставрация покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров; реставрация межъярусных лестниц; воссоздание окон и дверей; ремонт главы (промывка позолоченных поверхностей), окрытие выступающих частей здания; устройство системы водостока.

ИСТОРИЯ

Высоко-Петровский монастырь основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву. Это явилось очередной важной вехой в становлении города как церковного и государственного центра Руси. Среди строителей и благодетелей обители: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах монастыря совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI-го до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Святыня воздвигнута на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этого образа и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась полной победой будущего императора. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–1693 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевой Лавре. В знак особой близости обители и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой около тысячи французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у стен обители со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в обители была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, церковь не могла вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

Но даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать монашеская община. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам как святое монастырское послушание).

На протяжении всей истории настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Обитель, несмотря на свою скудность, предоставляла свою территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища.

С 1863 года и до революции 1917 года в стенах монастыря располагались: Общество любителей духовного просвещения, епархиальная библиотека и филиал Варнавинского общества трезвости.

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и начали совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Церковь Пахомия

MINOLTA DIGITAL CAMERA

Processed by: Helicon Filter;

Надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Описание:

Современное положение

В 1950-х гг. в монастыре начались реставрационные работы, растянувшиеся на очень продолжительное время. В 1990-х г. обитель вновь была открыта, монастырь получил статус Патриаршего подворья и в его стенах начал свою деятельность св. ап. Иоанна Богослова. Первым настоятелем храмов б. Высоко-Петровского монастыря обители стал .

В 1992 г. в настоятельском корпусе разместился Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. () в обители была возобновлена монашеская жизнь. Наместником монастыря был назначен , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () на должность наместника Высоко-Петровского монастыря назначен .

6 сентября 2014 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения храма свт. Московского Петра в обители.

Храмы

  • собор святителя Петра, митрополита Московского;
  • собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных;
  • церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной;
  • надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • церковь святых апостолов Петра и Павла;
  • церковь Казанской иконы Божией Матери.

Святыни

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Казанская и Толгская. Специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми.

В храме преподобного Сергия Радонежского находится главная святыня обители — часть мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси чудотворца. В том же храме — частицы мощей святых апостолов Петра и Павла, святителя Спиридона Тримифунтского, священномученика Фаддея Тверского, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Нила Столобенского, Алексия и Германа Зосимовских, Киево-Печерских преподобных и других святых.

Что мы посещаем в новых городах первым делом? Конечно же, храмы. Даже если мы далеки от религии, то все равно - из любопытства или интереса к архитектуре - зайдем в величественный собор Рима или маленькую приземистую церквушку где-нибудь на Русском Севере. По крайней мере, я всегда так поступаю в путешествиях. Величие Сан Пьетро или тишина Соловецкого монастыря вдохновляет и дает пищу для размышлений. В Москве насчитывается около тысячи храмов, и самые главные из них прекрасно всем известны. А вот Высоко-Петровский монастырь знают немногие, хоть и расположен он в самом сердце нашего древнего города. Почему так получилось? Что скрывается за толстыми монастырскими стенами красного кирпича? По моему мнению, Высоко-Петровский монастырь - одно из мест силы в современной Москве. Даже когда на Тверской сотни автомобилей стоят в пробке, а на Красной площади проходит очередной концерт, здесь, на старинной улице Петровке, тихо и малолюдно. Попробуем разобраться, почему.

История Высоко-Петровского монастыря в Москве

До конца точно не известно, кто основал Высоко-Петровский монастырь. Возможно, это был митрополит Киевский и всея Руси Петр. А возможно, Иван Данилович Калита, который сейчас причислен к лику святых. Именно он укрепил и сплотил Московское княжество.

По легенде, князю было видение, после которого он построил храм и назвал его в честь митрополита Петра - Петропавловским. Есть еще и третья версия его возникновения: якобы Дмитрий Донской, вернувшись с Куликовской битвы, заложил на пересечении улицы Петровки и Петровского бульвара храм в знак победы русской армии.

Так или иначе, в 1315 году храм возвели. Вокруг него появлялись здания, и постепенно место стало не просто храмом, но монашеской обителью.

У Петропавловского храма была непростая судьба. Впрочем, в те времена, когда была деревянной, многие городские постройки подвергались опасности. Так, в конце 15 века, после очередного вражеского набега, сгорела половина города, в том числе и храм. Летом 1517 года церковь восстановили в камне. Как раз тогда впервые храм назвали тем именем, с которым он дошел до наших дней: Высоко-Петровский. Век спустя, когда из Москвы изгнали польских интервентов (они тоже нападали на монастырь), здания обнесли каменной стеной. В этом кадре она хорошо заметна, это вид с улицы Петровки. Кстати, Петровка и окрестные улицы (Петровские линии, Петровский бульвар) получили свои названия именно благодаря Высоко-Петровскому монастырю.


Монастырь получил статус ставропигиального, это во все времена считалось очень важным и почетным для обители. К примеру, на сегодняшний день в России всего 33 ставропигиальных монастыря. Давайте разберемся, что же это означает.

Статус ставропигиальных присваивают только православным монастырям, соборам, лаврам и даже духовным школам. Он делает их независимыми от местной епархиальной власти. Такие религиозные учреждения подчиняются напрямую патриарху. В переводе с греческого языка «ставропигиальный» буквально означает «водружение креста» - подразумевается, что крест на вершину собора устанавливается лично патриархом. По крайней мере, так было раньше. Пожалуй, наиболее известным нам ставропигиальным собором является Свято-Троицкий. Он расположен в Троице-Сергиевой Лавре.


Но вернемся к Высоко-Петровскому монастырю. В конце 17 века он начал чувствовать себя еще лучше благодаря Кириллу Нарышкину, деду Великого. На самом деле Кириллу Полуэктовичу здорово повезло в жизни. Он родился под Тарусой, был женат на помещице, а сам имел звание ротмистра, принимал участие в войнах и дослужился до главы стрелецкого полка.

Дальнейшую судьбу их семьи решил удачный брак его дочери Натальи Кирилловны с - ни много, ни мало - царем Алексеем Михайловичем (для него это был уже второй брак). Незадолго до рождения внука (будущего императора Петра Первого) Кирилл Полуэктович был пожаловал в дворяне, а вскоре и в бояре. А вот портрет Натальи Кирилловны, матери .


Так какую же роль сыграли Нарышкины в жизни Высоко-Петровского монастыря?

Дело в том, что усадьба Нарышкиных располагалась совсем рядом со стенами монастыря. А все семейство было так обрадовано рождением наследника, маленького Петеньки, что дед подарил зятю усадьбу. Но так как зятем был царь, и очередная усадьба ему, видимо, была ни к чему, он передарил ее монастырю. И территория обители выросла сразу в два раза. Любопытно, что спустя десяток лет в стенах монастыря были похоронены почти все члены семьи Нарышкиных. Петр Первый (когда уже стал правителем Российской Империи) завершил строительство Боголюбского храма на территории обители и сделал его фамильной усыпальницей своих предков по материнской линии.


Также благодаря Петру построили святые ворота и Покровскую церковь над ними - получился очень нарядный и величественный вход в монастырь.


В последующие пятнадцать лет монастырь жил своей тихой размеренной жизнью, пока не наступил 1812 год. Когда войска Наполеона взяли-таки Москву, в храмах обители жили французские кавалеристы. Они разграбили и разрушили даже надгробия захоронений (Нарышкиных в том числе), а у монастырских стен совершались публичные казни. Часть церковных реликвий, впрочем, монахам удалось вывезти в Ярославскую губернию. После французского нашествия две церкви (Покровская и Пахомиевская) были закрыты. К счастью, монастырь и его жители оправились от нанесенного удара, и в первой половине 19 века здесь открылось духовное училище и Московская епархиальная библиотека.


К началу непростого для церкви 20 века Высоко-Петровская мужская обитель насчитывала 15 насельников (так называют монахов, которые проживают в монастыре постоянно). Это всего в три раза больше количества храмов на территории обители. К слову, сейчас на территории монастыря расположено пять церквей и соборов: церковь преподобного Сергия Радонежского, церковь Петра и Павла, собор святителя Митрополита, собор Боголюбской Божьей Матери и церковь Толгской Божьей Матери. В кадре главный собор монастыря и один из самых необычных по своей архитектуре - собор Петра Митрополита. Он стал первым многолепестковым храмом на Руси.


Еще тут есть часовня Казанской иконы Божией Матери и надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А меня больше всего впечатляют красные кирпичные стены и фасад обители. Даже если просто спешу куда-то по Петровке, всегда ими любуюсь.


Возвращаемся в 1917 год. После революции наступили неспокойные для монастыря времена. Храмы удивительным образом оставались действующими аж до 1929 года, а вот жилые помещения большевики ликвидировали. Последним закрыли Боголюбский храм. Надгробия на могилах бояр Нарышкиных снова разрушили, кресты с куполов сняли.


А чтобы площадь не пустовала, в церкви организовали ремонтный завод. В других храмах располагались спортивные залы, литейные цеха, библиотеки и даже коммунальные квартиры! В Советском Союзе помещения не пропадали даром, все шло в дело. Между прочим, Боголюбский храм не восстановлен и по сей день (хотя богослужения здесь проводятся.), ему нужна реставрация. Внутреннее «убранство» собора выглядит так.


В 50-е годы монастырь хотели вообще сравнять с землей: надо было расширять автомобильные дороги, а не молиться богу и сохранять древнюю архитектуру. К счастью, обитель устояла, и к началу 60-х была признана памятником архитектуры. В церковных стенах открылся Литературный музей и театральные мастерские.


Полноценная реставрация Высоко-Петровского монастыря началась лишь в 2009 году. Год спустя здесь освятили и новый колокол - «Святитель Петр». Жизнь монахов и прихожан постепенно стала возвращаться в привычное спокойное русло.

Что посмотреть в Высоко-Петровском монастыре

Сейчас на территории Высоко-Петровского монастыря действуют несколько храмов и церквей, я уже перечислила их выше. В них регулярно проводятся богослужения и отмечаются религиозные праздники.

Несмотря на разрушения, которые монастырь претерпел в Советские годы, в храмах обители сохранились ценные святыни. В числе наиболее интересных я бы отметила главную святыню монастыря - мощи Святителя Петра (помните, что по одной из версий именно он был основателем обители?). Мощи хранятся в ковчеге (он стоит в храме Сергия Радонежского), который монастырю подарил Патриарх Кирилл. Каждую субботу ковчег выносят, чтобы желающие могли поклониться ему. Патриарх также передал обители крест с частицей Креста Господня. На этом кресте, по христианскому вероучению, распяли Христа.

Также в храме Сергия Радонежского хранятся мощи Святых апостолов Петра и Павла, а еще - самая важная и почитаемая икона Высоко-Петровского монастыря, ростовая икона Святого Петра.


В 2000-е годы благотворитель преподнес монастырю подарок: частицы мощей Серафима Саровского в шкатулке, лоскут мантии старца и кусок валуна. Как гласит легенда, на этом камне святой молился ровно тысячу дней и ночей. А шкатулка много путешествовала, попадала в руки к разным людям и, наконец, оказалась у антикваров, которые и передали ее монастырю. Очень символично, что обитель получила такой подарок в год столетия со дня прославления преподобного Серафима.

Даже людям не воцерковленным известна история, как Святой Серафим Саровский кормил из рук дикого медведя. Зверь приходил к монаху из леса, а тот угощал его хлебом. Никто не мог поверить, что дикое животное не трогает святого. Этот сюжет нашел отражение во многих произведениях искусства.


Есть в монастыре и фрагмент мощей Святого Сергия Радонежского. Верующие люди всегда могут приехать в обитель и помолиться в любой церкви. Чтобы прихожанам было проще узнавать все о событиях, происходящих в монастыре, насельники стараются идти в ногу со временем. У обители есть свой сайт , страница в Instagram и других социальных сетях. Там пресс-служба монастыря рассказывает подписчикам о мероприятиях, делится ретро фотографиями и даже иногда выкладывает видео. На сайте вы найдете информацию о священниках, игуменах и архимандритах обители, посмотрите презентацию, ознакомьтесь с подробным расписанием богослужений. Уточнить расписание служб можно и по телефону: +7 495 623 7580.


Монастырь открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Мне больше всего нравится бывать здесь на закате. В это время суток тени от древних деревьев красиво ложатся на церкви, а красные стены кажутся еще ярче.

Где находится Высоко-Петровский монастырь

Обитель расположена в самом центре Москвы, на пересечении улицы Петровки и Крапивенского переулка.

Точный адрес - ул. Петровка, 28/2.

Добираться до Высоко-Петровского монастыря проще всего пешком (припарковаться на Петровке обычно сложно). Ближайшие станции метро: Чеховская, Трубная, Тверская, Пушкинская, Кузнецкий мост. Каждый из этих путей хорош и интересен. Если пойдете от Тверской, прогуляетесь по Страстному бульвару, а потом, на пересечении с Петровкой, увидите вот такое здание и колокольню монастыря.


Любопытно, что раньше этот трехэтажный дом постройки 1901 года тоже принадлежал обители. Здесь находились богадельни, а само здание было деревянным. После революции его у монастыря забрали, а сейчас тут рестораны и жилые квартиры. Относительно недавно, в 90-е годы, сверху пристроили еще один этаж.

Интересно будет прогуляться и от Кузнецкого моста - сначала по улице Кузнецкий мост вниз, потом - вправо по Петровке.

Я люблю эту улицу: она нешумная и какая-то европейская. Загляните в Петровский пассаж (до 1917 года - Фирсановский, по имени его основателей) - это красивое дореволюционное здание имеет статус архитектурного памятника федерального значения.


В советские годы здесь шили белье для армии, проектировали дирижабли и показывали кино. Сейчас тут расположены магазины известных марок.

Вообще Тверской район Москвы, в котором расположен Высоко-Петровский монастырь, пожалуй, мой любимый. Он примечателен с исторической и архитектурной точки зрения, здесь проходит главная городская артерия - улица Тверская, есть хипстерский сад Эрмитаж, а еще - усыпанные зданиями в стиле конструктивизм Тверские-Ямские улицы. Я уверена, что после посещения великолепного Высоко-Петровского монастыря каждый придумает маршрут себе по душе.

Храм преподобного Сергия Радонежского

7 495 623 75 80


Канцелярия, факс

7 495 236 94 24


бухгалтерия, кадровая служба, юридическая служба

7 495 621 37 30


паломническая служба

7 903 670 64 74

Дата основания:

дата восстановления:

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Во второй Софийской и Воскресенской летописях под 1514 годом значится: «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всеа Руси с многы желанием и верою повеле заложити и делати церкви каменныа и кирпичныа на Москве:… да за Неглимною церковь святый Петр Чудовторец митрополит всеа Руси… а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин…»

Это достаточно редкий по форме и объемно-планировочному решению памятник архитектуры. Здание представляет собой столпообразный центричный храм высотой 23 метра, сложенный из красного кирпича. Собор одноэтажный, двухъярусный. Первый ярус представляет в плане октаконх (от греч. octo – «восемь» и konche – «воронка»), четыре больших полукружия которого ориентированы по сторонам света. Над октаконхом возвышается восьмерик, покрытый черепичной шлемовидной кровлей.

Нижний ярус также покрыт черепицей. Здание было окружено круглой в плане галереей на арках без сводов, к дверям вели белокаменные ступени невысоких лестниц. В 1689-90 годах собор Петра Митрополита был отремонтирован и заново освящен в присутствии Петра I. Одновременно с этим ремонтом была построена и белокаменная галерея-паперть вокруг храма. 8 мая 1690 года «цари государи и великие князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич» были в Высоко-Петровском монастыре на торжестве по поводу освящения церкви Петра Митрополита, слушали в ней литургию, а затем Петр жаловал ближних людей и угощался в кельях архимандрита (Строев П.М. Дворцовые разряды. Спб. 1865. т. 4).

Это событие имело глубокие политические подтексты. Собор Петра Митрополита – первый каменный монастырский храм, ставший памятником укрепления московской государственности и превращения Москвы в центр православия. Собор также символизировал победу Петра I, венчанного на царство вместе с Иваном. После нового стрелецкого мятежа 1689 года, бегства Петра в Троицкую лавру, последующей его победы над Софьей и заключения ее в монастырь, царь считал своим долгом «отблагодарить своего святого покровителя Петра Митрополита и тем самым указать подданным на свои законные права на трон. Так что ремонт и торжественное освящение Собора Петра митрополита были более чем многозначительны» (Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования православных монастырей Российской империи. Спб. 1892. С. 111).

Собор стал памятником победы Петра I в борьбе дворцовых группировок за власть. Уже после освящения, к 1691 году, были закончены работы над иконостасом и внутренним убранством храма. Первые упоминания о новом иконостасе относятся еще к 1687-1688 годам: «…Климу Михайлову с товарищи» поручено «делать в церкви верховных апостол Петра и Павла, что у Петровских ворот», иконостас.

В 1713-1714 годах кровля собора была заменена на жестяную, первоначальные узкие окна были растесаны в грубые широкие квадратные проемы. В 1720-1736 годах были расписаны наружные стены октаконха собора и стены восьмерика. Во второй половине XVIII - первой половине XIX века круглая паперть собора Петра Митрополита была постепенно засыпана землей. После разорения, которое учинили в соборе французы во время войны 1812 года, собор был отремонтирован и в 1813 году вновь освящен.

В начале ХХ века ранее позолоченная крыша собора была грубо выкрашена масляной краской. После упразднения монастыря в 1919 году здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом и к концу 1940-х гг. окончательно пришло в ветхое состояние. Первый этап реставрации собора Петра Митрополита в 1954-1957 гг. состоял в вычинке кирпичной кладки стен и ремонте железной кровли. Полномасштабные реставрационные работы по восстановлению храма были начаты Борисом Дедушенко в 1979 году во время второго этапа реставрации монастыря.

С 1979 года началась собственно реставрация памятника: были восстановлены первоначальные оконные проемы 1514 года, расчищен пол до отметки XVI века, восстановлена черепичная крыша.


Храм прп. Сергия Радонежского

Сергиевская церковь была построена к 1694 году на месте южного деревянного корпуса, который для этой цели был разобран. Одновременно был построен большой корпус Братских келий, который соединили с Сергиевской церковью массивным переходом на арке.

Все внутренние работы в Сергиевской церкви и ее иконостас были закончены к 1697 году. Как и большинство другие сданий монастыря, она была сделана в стиле “нарышкинского барокко”.

Первоначально Сергиевская церковь был одноглавой. Это было традиционно для трапезных церквей на Руси. Однако в 1702-1705 годах были полностью переделаны свод и главы Сергиевской церкви. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод. На своде было построено шестиглавое завершение этого памятника архитектуры.

Самое раннее из сохранившихся фотографий церкви. Так выглядела Сергиевская церковь в конце XIX века:

В 1702 году крыша и главы Сергиевской церкви были тщательно реконструированы.

В 1736 году в монастыре был произведен крупный ремонт. В частности были отремонтированы фасады и верхние части Сергиевской церкви.

В 1776-78 годах в монастыре вновь был проведен еще один большой ремонт. Был вновь отремонтирован фасад Сергиевской церкви.

В 1808 году была разобрана первоначальная галерея-паперть Сергиевской церкви, что исказило первоначальный облик храма. Также был разобран надарочный переход, соединявший паперть Сергиевский церкви с галерей Братского корпуса, что разрушило завершение перспективы северного двора.

В 1862-63 года был снова сделан ремонт Сергиевской церкви, были обустроены и освящены приделы.

Последний ремонт церкви был произведен в 1911 году.

С тех пор и до второй половины ХХ века церковь ни разу не ремонтировалась.

После упразднения монастыря и закрытия церкви в 1919 году ее помещение было передано Центральной медицинской библиотеке. Затем там расположился МЭМЗ (Московский электро-механический завод?).

В 1930-х годах были уничтожены главы с крестами.

К 1950 году она пришла в ветхое и аварийное состояние.

Это вид на Сергиевскую церковь предположительно в 1940-е годы.

Следующее фото сделано предположительно в начале 1950-х. Вид с Петровского переулка на Сергиевскую церковь и Братские кельи (палаты Нарышкиных).

Уточняю более подробно датировку этой фотографии. Первые реставрационные работы начались в 1952 году. Здесь их пока не не видно. Автомобиль Победа, который видно внизу, начали выпускать только после войны. Первый пробный образец Иосиф Виссарионыч осматривал в 1944 г. Правда усиленный радиатор появился в 1955, и, сдается мне, здесь именно он. Но тут можно ошибиться, видно не очень хорошо. Стало быть фото сделано в конце 1940-х – начале 1950-х годов.

А здесь уже видно отреставрированную галерею и на заднем плане Сергиевскую церковь в процессе реставрации. Видо на восток. Это предположительно 1960-е годы.

Для сравнения, чтобы был понятен титанический объем работ, проделанных Борисом Дедушенко по восставновалению галереи, которую мы видим на предыдущем снимке в поностью восстановленном виде, покажу еще одно фото, где та же галерея – до реставрации. Состояние ее было не просто ветхое, но аварийное:

На этом фото вид на юго-запад, справа Братские кельи до реставрации, слева – Пахомиевская церковь.

В 1980-х гг. в Сергиевской церкви расположился репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».



Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по старому стилю) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре.

Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Одноглавый храм на подклети западным фасадом, на котором прежде в центре была икона, выходит на улицу Петровку. Предположительно церковь построена по проекту архитектора И.Ф. Мичурина.

Храм был закрыт в 1924 году. Помещения монастыря, в том числе и храмы, передали в ведение различных государственных учреждений и организаций, где из-за неправильного использования здания начали разрушаться.

В новейшее время храм Толгской иконы Божией Матери был передан Русской Православной Церкви наряду с другими строениями в плачевном состоянии. Сегодня в нем совершаются богослужения, но храм все еще нуждается в реставрации.

Из святынь храма сохранился лишь чтимый список чудотворного Толгского образа. Икона была выполнена в 1744 году известным иконописцем Иваном Андреевым. До настоящего времени удивительной красоты образ находится в запасниках Государственного исторического музея.

Справка.
Посвящение храма Высоко-Петровского монастыря именно Толгской Божией Матери представляет редкость для Москвы, поскольку ее почитание с самого начала было связано с Ярославлем. Согласно описаниям, в 1314 году, в княжение святого Давида Федоровича Ярославского, на берегу притока Волги реки Толги епископ Ростовский Трифон, возвращавшийся из Белозерского края в Ростов Великий, имел видение. В огненном столпе ему явилась Богоматерь с Предвечным Младенцем. На месте явления епископ «нача своима руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Построенный в течение одного дня, иначе – обыденный, храм был посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы, в нем помещен новоявленный образ, а решением святителя Трифона здесь же основана мирская обитель и назначен праздник явления иконы – 8 августа.


Храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери

Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери на этом месте был построен в 1382 г. по указу святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. В начале XVI в. На этом месте был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Каменный Боголюбский собор был построен в 1684–1690-х гг. в стиле раннего «нарышкинского (московского) барокко» по указу Петра I над могилами его дядьев Ивана и Афанасия Нарышкиных, убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Позже храм стал местом упокоении более 20 представителей рода Нарышкиных, в том числе деда и бабки Петра I. Вокруг храма располагался некрополь обители.

В 1812 г. храм был осквернен французами. Некоторые надгробия Нарышкиных были разбиты, убранство разграблено.

В 1924–1929 годах богослужения в храме совершались общиной Высоко-Петровского монастыря, существовавшей в те годы втайне от властей. В 1929 г. храм был закрыт. В богоборческое время надгробия из храма были удалены, иконы из иконостаса сожжены во дворе обители, уничтожены купола и кресты. Храм был осквернрен и перестроен внутри.

В настоящее время богослужения в храме не совершаются. Храм требует восстановительных и исследовательских работ.

Надвратный храм Покрова и Казанская часовня

Святые врата обители с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы и ажурной двухъярусной колокольней над ним возведены царем Петром I в 1690 г. (первая Покровская церковь находилась на месте Боголюбского храма, в связи со строительством которого была разобрана). В указе о строительстве этого сооружения написал: «В память о погибших из-за него дядях, Иване и Афанасии Нарышкиных». Поэтому колокольня двухъярусная.

В 1924 г. Покровская церковь была закрыта.

В 1996 г. надвратный храм Покрова Пресвятой Богородицы восстановлен. Соединен с настоятельским корпусом, является домовым храмом Игумена монастыря.

В 1905 г. в южном пролете Святых врат со стороны ул. Петровка была освящена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В начале 1923 г. часовня была закрыта, возобновлена в 2001 г. Главная святыня – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская».

Покровская церковь возвышается над Святыми вратами, ведущими в монастырь с улицы Петровки. Покровский храм уникален. Вряд ли найдется еще такая церковь, где престол, иконы, лампады и даже паникадило сделаны из… керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексия II, все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г.В. Куприянов.

В мире больше нет ни одного храма , внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики.

Особенно примечательно Распятие – размеры его точь-в-точь соответствуют размерам Креста, на котором распяли Спасителя. Традиционно Христос изображается с закрытыми глазами, а здесь его глаза открыты. Внимательного человека может удивить еще одна деталь: складки на ладонях Спасителя. Они должны быть над гвоздями, которыми прибиты руки Христа, ведь тело висит, его притягивает земля. Здесь же наоборот: складки загибаются вниз, под гвоздями, т. е. тело Спасителя как бы поднимается вверх, торжествуя над смертью.

Удивительно так же то, что керамическая икона Царственных Страстотерпцев появилась в Покровском храме за пять лет до прославления царя Николая II и его семьи, а икона блаженной Матроны Московской – за три года до ее прославления.

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек.

Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Майолика (от итал. Maiolica - Мальорка) - разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.

К сожалению, в надвратном храме богослужения совершаются только на праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В другое время храм закрыт. Однако, вы можете посетить церковь, заказав экскурсию в нашем монастыре.


Богослужение в монастыре

Каждый день (кроме праздников)

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

По: вск., праздники

Служение

Воскресная школа при Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре

Петровская воскресная школа начала свою работу в 2016 году по благословению игумена Петра (Еремеева). Школа располагается на территории Высоко-Петровского монастыря в здании Нарышкинских палат XVIII века.

В воскресную школу принимаются дети в возрасте от 6 до 13 лет (возможно младше или старше). Занятия проводятся каждое воскресенье. Учебный год начинается с середины сентября. Преподаватели воскресной школы – профессиональные педагоги и священники. С их помощью дети знакомятся с православным богослужением, изучают Закон Божий, узнают о важнейших христианских добродетелях. На уроках прикладного искусства ученики занимаются рисованием и мозаикой.

К Рождеству и Пасхе дети вместе с преподавателями и родителями готовят спектакли, разучивают песнопения. Также регулярно проводятся совместные паломнические поездки и культурно-развлекательные походы в музеи Москвы. Занятия в монастырской воскресной школе проводятся на бесплатной основе.

фотогалерея

Выставка Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. 1920-1950-е годы


Уникальная экспозиция впервые открывает перед широким зрителем внутренний мир тайных монашеских общин Высоко-Петровского монастыря – одного из духовных центров Москвы 1920–1930-х годов. Общин, которые сохранили традицию русского монашества в Москве даже после закрытия и разорения монастыря.

Открытие выставки состоялось 3 сентября, накануне престольного праздника монастыря. Расположилась экспозиция в Нарышкинских палатах Высоко-Петровской обители.

В своем приветственном слове отец Наместник также затронул еще одну очень интересную тему посвящению грядущему юбилею монастыря. Отец Петр буквально впервые продемонстрировал почтовую марку выпущенную ФГУП Издатцентр «Марка», посвященную юбилею Высоко-Петровского монастыря. Наместник подарил присутствующим на открытии выставки юбилейные марки. «Уже в эту субботу сразу после гашения марки, которое состоится в этом зале в 16.00, у каждого из вас будет возможность собственноручно погасить эту марку и таким образом пополнить свою коллекцию редких марок», – сказал игумен Петр.

После приветствия наместника к собравшимся обратился Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, который в свое время работал на раскопках храма святителя Петра и близлежащего монастырского некрополя. Леонид Андреевич отметил важность создания при монастырях музеев, выставок, экспозиций, посвященных истории монастырской жизни. «Данная экспозиция станет хорошим началом создание великолепного музея посвящение всей истории Высоко-Петровского монастыря, а значит и нашего города и страны», – выразил надежду известный ученый.

К собравшиеся так же обратился организатор выставки – Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Алексей Львович детально описал предпоссылкы появление такого явления как тайная монашеская община и условия ее возникновения в Высоко-Петровском монастыре.

Вниманию гостей был предложен фильм, посвящённый теме экспозиции. В сьемках фильма приняли участие наместник монастыря игумен Петр (Еремеев), организатор выставки Алексей Львович Беглов. В фильм также был включен фрагмент записи рассказа схимонахини Игнатии (Пузик), которая поведала о ее личном пути и о тайной Петровской монашеской общине.

После просмотра фильма гостям была презентована сама выставка. На выставке представлены оригиналы и фотокопии уникальных фотографий и документов (более 70-ти), а также вещи из частных и церковных собраний.

Экспозиция состоит из нескольких разделов. Алексей Львович открыл экспозицию кратким рассказом о духовной родине петровских отцов – Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, о судьбе главных духовных наставников Петровской обители: ее настоятеле и «ангеле хранителе» архиепископа Варфоломее (Ремове), наиболее известном духовнике преподобномученике Игнатии (Лебедеве; 1884–1938), одном из старейших насельников Зосимовой пустыни игумене Митрофане (Тихонове; 1866 – не ранее 1943), духовных друзьях и «столпах» петровской общины архимандритах Никите (Курочкине; 1889–1937) и Зосиме (Нилове; 1898–1939), представителе молодого поколения иноков преподобномученика Феодоре (Богоявленском; 1905–1943) и о «последнем зосимовском старце» архимандрите Исидоре (Скачкове; 1883–1959).

Четыре отдельных тематических стенда повествуют о внутренней духовной жизни тайных петровских общин, о принципах духовного руководства, на котором основывалось воспитание иноков, о мученическом пути наставников Высоко-Петровского монастыря и о их духовных детях – бережных хранителях памяти о своих наставниках и свидетелях об их подвиге. Невозможно пройти мимо инсталляции – интерьера скита во имя иконы Божией Матери Знамение, который был основан в 1927 г. архимандритом Игнатием (Лебедевым) по адресу Печатников переулок, дом 3, квартира 26 и который был центром сокровенной жизни его тайной монашеской общины.

фотогалерея

Молодежное объединение «Петровцы» при Высоко-Петровском монастыре

Молодежное объединение при Высоко-Петровском монастыре «Петровцы» было создано в феврале 2016 года по благословению игумена Петра (Еремеева), наместника обители. Участники клуба – молодежь из числа прихожан Высоко-Петровского монастыря и других московских храмов.

В рамках работы молодежного объединения организуются встречи с духовенством, общественными и культурными деятелями, просмотры фильмов и их обсуждение; совершаются паломнические поездки по святым местам.

«Петровцы» активно занимаются волонтерской деятельностью – регулярно посещают паллиативное отделение ГКБ №51, а также ездят в детские дома и приюты и помогают нуждающимся семьям и одиноким людям.

Один из проектов молодежного объединения – молодежный хор, который принимает участие в богослужениях, выступает на праздничных мероприятиях и концертах. Каждую неделю проводятся занятия молодежного хора, на которых певцы осваивают песнопения богослужебного обихода.

фотогалерея

Паломническая служба при Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре

фотогалерея

Петровская богословская школа

Петровская богословская школа – это двухгодичные богословские курсы, направленные на укрепление твердого понимания догматов и канонов Православной Церкви, истории Церкви, глубокое изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, знакомство с христианскими и нехристианскими конфессиями. Студенты Петровской богословской школы не только изучают теоретические аспекты православной веры, но и имеют возможность прикоснуться к богатейшему наследию святых отцов, чьи труды по церковным Таинствам, аскетике, антропологии также изучаются в рамках курсов. Кроме того, в программе Петровской богословской школы предусмотрено изучение христианского искусства как зримого воплощения литургической жизни Церкви. Для желающих повысить свой уровень разговорного английского регулярно проводятся факультативные занятия с опытными преподавателями.

Петровская богословская школа была открыта в 2014 году по благословению игумена Петра (Еремеева).

Не большим преувеличением будет сказать, что Высоко-Петровский монастырь – это место, в котором «зарыт» секрет того, как Москва из небольшого города, в котором совсем не было каменных храмов, превратилась в великую столицу России.

История монастыря

Началось все примерно 700 лет назад, когда князь Юрий Данилович, борясь за Великое княжение, отбыл на два года по делам государственным, оставив править городом своего брата Иоанна. Молодой князь Иоанн, сын Даниилы Московского и внук Александра Невского, был богобоязненным человеком и хотел всегда иметь возможность обращаться за духовным советом к мудрому святителю. Поэтому он пригласил из Владимира в Москву погостить Русского Митрополита Петра.

Знакомство молодого князя и святого старца стало судьбоносным для русской земли. Они подружились, и святитель решил остаться в малолюдной Москве. Он был склонен к уединению и попросил разрешение выстроить монастырь на высоком берегу речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но у историков есть веские основания предполагать, что это произошло в 1315-1317 годах. Обитель была названа в честь его небесного покровителя.

Митрополит завещал похоронить себя в Кремле, в Успенском соборе. Постепенно все больше нитей церковной, духовной, а за ними и государственной жизни тянулось к этим святым мощам, к Москве. Вся православная Русь обращала лицо свое и помыслы к благодати Божией, царящей в храме на месте погребения святого. Постепенно маленькая Москва стала огромным городом-объединителем раздробленных Русских земель.

Все героические и трагические события, проходившие в первопрестольном граде, оказались неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар и поляков, от разрушительных войн и пожарищ, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Достопримечательности обители

Особая близость храма к царской семье дала право Высоко-Петровскому монастырю называться в народе «государевым богомольем». В конце XVII века монастырь обнесли крепкой каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и воздушной.

Главная святыня в монастыре – мощи святого Петра, митрополита Киевского и Московского, и каждое утро, ровно в семь часов, над ними монахи совершают молебен. Хранятся в Высоко-Петровском монастыре частицы мощей других святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского и, переданные несколько лет назад из Киева, частицы мощей всех святых Киево-Печерской лавры.

Сама церковь имеет уникальную архитектурную форму в виде восьми лепестков, она была спроектирована в таком виде в 1514 году (архитектор Алевиз Фрязин Новый). В 1684 году церковь Боголюбской Богоматери была оснащена роскошным декором в стиле московского барокко. В юго-западной части есть часовня над могилой монаха Киприяна (Нарышкина К. П.), дедушки Петра I. Сам Великий Петр тоже был в монастыре, в честь этого события была воздвигнута Трапезная церковь Сергия Радонежского.

В наши дни Высоко-Петровский монастырь имеет огромную историческую, архитектурную ценность, а кроме того он по-прежнему остался одним из главных центров духовной силы православных. Посещение монастыря оказывает умиротворяющее действие, очищает душу от тревог и вселяет уверенность, что все будет хорошо.

Видео:

error: