Какое количество аборигенов живет в австралии. Австралийские аборигены: описание, фото, интересные факты. До появления европейцев

Перед голландцами, первыми ступившими на берег Terra australis incognita предстали аборигены Австралии, представители древнейшей на планете цивилизации. Коренное население не слишком дружелюбно относилось к европейцам, которые с той поры «зачастили» в Новую Голландию, как ее назвал первооткрыватель Виллем Янсзон.

Еще Птолемей нарисовал этот материк на своей карте. Астроном, астролог и географ был убежден, что где-то на юге существует кусочек суши, населенный людьми, и имя ему – Terra australis incognita – «Неведомая южная земля». Именно под таким названием Австралия долгое время фигурировала на картах, будоража умы исследователей, вовлекая в соблазн мореплавателей. Лишь в начале 17 века (1606) догадки Птолемея подтвердились.

Уклад жизни аборигенов Австралии

Согласно одной из версий, аборигены Австралии появились на этой земле 40-60 тыс. лет назад. Некоторые ученые уверены, что материк, от которого тогда еще не отделились Тасмания и Новая Гвинея, был заселен еще 70 тыс. лет назад. Аборигенов Австралии можно считать первыми мореплавателями, ведь они прибыли на континент по морю.

Типичная внешность австралийского аборигена

На протяжении 40 тыс. лет уклад жизни австралийских аборигенов практически не меняется. Если вы не европейцы, постепенно заселившие территорию Австралии, коренные жители континента до сих пор не узнали бы о существовании письменности, телевидения и радио. Справедливости ради стоит отметить, что в самом сердце «аборигенских» территорий – магическом и таинственном аутбэке, аборигены Австралии не поменяли древних привычек.

Ритуальные обряды австралийских аборигенов

В этом бесплодном и засушливом районе проживает практически 17% аборигенов Австралии, самое крупное поселение – 2500 человек. Здесь нет школ, немногочисленных детей обучают при помощи радио, медицинскую помощь жителям оказывают лишь с 1928 года.

Как выглядят аборигены Австралии?

Если посмотреть на фото аборигенов Австралии, то можно увидеть темнокожих людей с копной пышных курчавых волос и широким основанием носа. Лицевая часть черепа имеет немного выпуклую форму. Австралийские бушмены, как иногда называют коренных жителей зеленого континента – очень щуплые, но мускулистые.

Австралийские аборигены — бушмены

Интересный факт. Если посмотреть на фото аборигенов, живущих к северо-востоку от Австралии, на Соломоновых островах, то практически 10% из них – блондины с очень темной кожей. Почему? «Постарались» европейские мореплаватели? Особый ген? Ученые много спорили, но лишь недавно было доказано, что на цвет волос этих аборигенов Австралии действительно повлиял генетическая мутация тысячелетней давности. Блондины-европейцы тут не причем.

Фото аборигенов Австралии явственно подтверждают, что их вполне можно считать тремя отдельными расами. В провинции Северный Квинсленд живут самые древние представители австралоидной расы – аборигены баринеанского типа, отличающиеся самым темным цветом кожи.

Шрамирование — характерный вид украшения тела австралийских аборигенов

Долину самой крупной австралийской реки Муррей населяют аборигены Австралии мюррейского типа. Это – люди среднего роста с весьма обширным волосяным покровом на голове и теле. Ученые считают, что они относятся ко второй волне мореплавателей-переселенцев.

Бумеранг — традиционный вид оружия австралийского аборигена

На севере зеленого континента живут самые высокие аборигены Австралии, относящиеся к третьей волне переселенцев. Кожа у них темнее, чем у мюррейцев, растительность на теле практически отсутствует, копна волос тоже не отличается особой густотой.

На каких языках говорят аборигены Австралии?

Язык аборигенов Австралии к тому моменту, как на берега зеленого континента высадились первые европейцы, состоял из 500 наречий. Их вполне можно было считать собственными диалектами или даже отдельными языками, настолько они были не похожи один на другой.

Австралийским аборигенам присуще сухопарое, жилистое телосложение и высокий рост

Сегодня у каждого из племен аборигенов Австралии свой язык. Его мелодика не похожа ни на один из европейских, азиатских или африканских. На данный момент лингвисты насчитывают более 200 диалектов. Подавляющее их большинство существуют лишь в устной речи, письменность развита лишь у нескольких племен.

Традиционные танцы австралийских аборигенов — подражание повадкам животных

Интересный факт. Практически все племена аборигенов Австралии владеют английским. В 2007 году для коренного населения зеленого континента был открыт телевизионный канал, вещание на котором ведется именно на языке Шекспира. Наречий настолько много, что это – единственно приемлемый вариант.

Святыни и обычаи аборигенов Австралии

Главный объект поклонения всех австралийских бушменов – священная гора Улуру. «По совместительству», это самое таинственное место зеленого континента. Аборигены Австралии считают (высота – 348 м) – дверью между мирами. Ученые считают, что возраст местной святыни – 6 млн. лет. Естественно, названий у скалы несколько. Европейцы именуют ее Айрес-Рок или Эйрс, и экскурсии к святому месту являются весьма популярными.

Священная гора для австралийских аборигенов — «сердце Австралии» гора Улуру

Рядом с Улуру по сегодняшний день аборигены Австралии совершают свои обряды. Согласно поверью, подниматься на ее вершину – святотатство, способное навлечь на человека гнев духов, населяющих потусторонний мир, и предков, перешедших «Вечный Период Сновидений». Стоит отметить, что несколько несчастных случаев, произошедших с «нечестивыми» туристами, вполне подтверждают этот факт.

Декоративно-прикладное творчество австралийских аборигенов

Главное изобретение аборигенов Австралии – бумеранги. Считается, что управлять этим оружием охоты может исключительно истинный воин. Специально для туристов на восточном побережье зеленого континента (местечко Тжапукай) коренные жители создали некоторое подобие национального парка для туристов, где «неумелых» иностранцев учат обращению с исконным оружием всех австралийских племен. На словах это – легко, но на деле не очень. Скорость полета тяжелого бумеранга может достигать 80 км в час. Не рассчитал силу броска, не так замахнулся – удар по голове может иметь серьезные последствия.

Музыка аборигенов Австралии

Музыка австралийских аборигенов – это обрядовые, бытовые и этнические песнопения. В племенах, населяющих северные районы зеленого континента, распространено индивидуальное пение под аккомпанемент ударных инструментов. На юге и в центральной части Австралии – групповое пение.

Традиционная дудка австралийских аборигенов — диджериду

Многие музыкальные инструменты аборигенов Австралии имеют сакральное (священное) значение. Это – магическая гуделка, материалом для которой служат камень и дерево, с нанесенными на них священными знаками. Звуки, которые она издает, вряд ли можно назвать очень приятными для слуха.

За 2-3 часа австралийский абориген может обеспечить себя пропитанием, находясь в пустынной местности, — в пищу идут гигантские черви и личинки насекомых

Бумеранг — это оружие, придуманное австралийскими аборигенами

Духовным инструментом считается диджериду, над созданием которого потрудилась сама природа. Это – ствол дерева (эвкалипта или бамбука), сердцевина которого полностью выедена термитами. Длина его варьируется от 1 до 3 м. Другие названия «термитного» инструмента – йедаки и дидьериду. Украшают инструмент тотемные рисунки определенного племени аборигенов Австралии.

Демонстрирует высокие темпы экономического роста. Однако именно в этой стране до сих пор проживают многочисленные племена, чей образ жизни и уровень развития неизменны с каменного века. Коренное население континента не умеет добывать железо, не знает письменности, у аборигенов Австралии нет календаря. Эти люди не пользуются привычными для современного человека достижениями. При этом именно австралийцы являются самой древней цивилизацией на планете.

Их культура уникальна и самобытна, она не имеет ничего общего с наследием других стран, поскольку континент долгое время находился в полной изоляции. На настоящий момент коренное население материка выделяется в самостоятельную расу — австралоидную. У каждого из многочисленных местных племен аборигенов Австралии свой язык, который по мелодике не похож ни на одно из европейских, африканских или азиатских наречий. Диалектов насчитывается более двухсот, причем подавляющее большинство из них существует лишь в устной форме, ведь письменность развилась лишь у нескольких племен.

Период завоевания Австралии

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.

Современный образ жизни аборигенов Австралии

С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

Довольно большой процент аборигенов Австралии на сегодняшний день задействован в сфере туризма. Так, большой популярностью у путешественников пользуются экскурсии в резервации — места, где коренное население сохранило свой привычный уклад. Выступают аборигены и в качестве проводников.

Кроме того, для туристов организовываются красочные представления с песнями, танцами и постановкой ритуальных обрядов. Многие австралийцы занимаются изготовлением и продажей сувениров — орудий труда и охоты, вязаной и плетеной одежды, утвари. Около десяти тысяч аборигенов, проживающих на северо-западе и в центре, до сих пор находятся по уровню развития в каменном веке. Благодаря им сохраняется уникальная культура местного населения Австралии.

Запрос путешествия

Имя * :
Телефон * :
E-mail * :
Количество человек:
Предполагаемые даты поездки:
Количество дней:
Категория отеля: 5* 4* 3*
Перелет: нужен
Город вылета:
Виза: нужна
Трансфер: нужен
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю): нужна
Являюсь постоянным клиентом компании: да
Согласен на обработку персональных
данных в соответствии с

Материал статьи дает представление учащимся о коренном населении Австралии. Формирует представление о путях расселения племен. Указывает на негативные моменты колонизации континента европейцами.

Аборигены Австралии считаются древнейшей из существующих на планете цивилизаций. Эти племена также одни из самых малоисследованных и менее понятных человечеству.

До сих пор точно не известно, когда именно и каким образом предки аборигенов оказались на материковой территории. Известно только то, что коренное население Австралии осело на этих землях благодаря морским путям.

Рис. 1. Аборигены Австралии.

Коренные жители Австралии вели преимущественно первобытный образ жизни на протяжении многих тысяч лет. Однако нельзя однозначно утверждать, что жители континента были абсолютно первобытными народами. В пользу того, что аборигены не были первобытными, свидетельствует факт существования собственной религии. Ими была сформирована система верований, а также и мифология, которая носит название «Время Сновидений».

Индейцы Австралии обладали представлениями об астрономии.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Особенность цивилизации аборигенов Австралии

Предполагается, что аборигены отстали в своем развитии от Европы на несколько десятков тысяч лет. Эта отсталость объясняется такими факторами как:

  • удаленность от Европы;
  • специфика климатических условий.

Некоторые племена сохраняли свойственный им жизненный уклад до начала ХХ столетия. Поселения их располагались на удаленных островах австралийского севера.

Однако с приходом белого человека жизнь аборигенов Австралии кардинально переменилась.

Рис. 2. Английский колонист.

За 2-3 года активного покорения континента европейцами больше половины всех австралийских аборигенов, которые вступали в контакт пришельцами из Европы, вымерли от неизвестных им болезней и вирусов. Причина в том, что у коренных жителей Австралии отсутствовал естественный иммунитет.

    Самыми распространенными недугами, от которых страдали и умирали аборигены, были:
  • оспа;
  • корь.

Сегодня положение вещей изменилось в лучшую сторону. С 26 мая 1998 года, Австралия отмечает «День Сожаления» перед австралийскими аборигенами за все то, что им пришлось вынести.

Долго правительство Австралии не изъявляло желания извиниться перед аборигенами за несправедливость и политику по уничтожению их расы.

Рис. 3. Абориген с бумерангом.

Сами исконные жители континента предпочитают, чтобы их не называли «аборигенами». Причина в том, что все они имеют отношение к разным племенам и не в восторге от того, когда их обобщают одним термином.

Что мы узнали?

Удалось выяснить, чем объясняется отсталость австралийских племен в сравнении с европейцами. Определить факторы, которые спровоцировали высокую смертность местного населения в период колонизации. Открылась причина всех тягот и невзгод, с которыми пришлось столкнуться коренному населению материка. Чем закончились непростые времена для аборигенов. Какие шаги предприняло правительство для разрешения ситуации.

Россию любят попрекать тем, что она захватила огромные территории, называют «тюрьмой народов». Однако, если Россия – это «тюрьма народов», то западный мир можно по праву назвать «кладбищем народов». Ведь западные колонизаторы вырезали, уничтожили сотни крупных и малых народов, племен по всему свету, от самой Европы до Америки, Австралии и Новой Зеландии.

В 1770 году британская экспедиция Джеймса Кука на корабле «Индевор» исследовала и нанесла на карту восточное побережье Австралии. В январе 1788 г. капитан Артур Филипп основал поселение Сидней-Коув, позже ставшее городом Сидней. Это событие стало началом колонии Новый Южный Уэльс, а день высадки Филиппа (26 января) отмечается как национальный праздник - День Австралии. Хотя сама Австралия первоначально называлась Новой Голландией.

Первый Флот - название, данное флоту из 11 парусных кораблей, которые отплыли от берегов Британии для того, чтобы основать первую европейскую колонию в Новом Южном Уэльсе, привёз в основном каторжников. Этот флот положил начало как перевозке заключенных из Англии в Австралию, так и освоению и заселению Австралии. Как отмечал английский историк Пирс Брендон: «Изначально прилагались кое-какие усилия, чтобы выбрать для перевозки осужденных, которые обладали навыками в различных областях английского производства. Но от этой мысли отказались из-за количества каторжников. За решетками на Темзе содержалось такое количество убогих и лишенных всего представителей человеческой расы, что они угрожали превратить гниющие тюремные корпуса в чумные бараки – и фигурально, и буквально. Большинство осужденных, отправленных с Первой флотилией, являлись молодыми рабочими, которые совершили мелкие преступления (как правило кражи). Кое-кто из разряда «деревенщины» и ещё меньшее количество «горожан»…».

Стоит отметить, что британские каторжники не были закоренелыми убийцами, таких в Англии сразу казнили, без лишних разговоров. Так, за воровство виновных вешали с 12 лет. В Англии долгое время казнили даже бродяг, которых поймали повторно. И после этого западная пресса любит вспоминать настоящие и придуманные преступления Ивана Грозного, черту оседлости в Российской империи и сталинский ГУЛаг.

Понятно, что таким контингентом должен был управлять соответствующий человек. Первый губернатор Австралии Артур Филипп считался «доброжелательным и великодушным человеком». Он предлагал передавать всех, кто считался виновным в убийстве и содомии, каннибалам Новой Зеландии: « И пусть они его едят».

Таким образом, аборигенам Австралии «повезло». Их соседями стали в основном британские преступники, от которых в Старом Свете решили избавиться. Кроме того, в основном это были молодые мужчины без соответствующего количества женщин.

Надо сказать, что британские власти отправляли заключенных не только в Австралию. Чтобы разгрузить тюрьмы и заработать звонкую монету (каждый человек стоил денег), англичане отправляли каторжников и колонии Северной Америки. Сейчас в массовом сознании укоренился образ черного раба, однако было много и белых рабов – преступников, мятежников, тех кому не повезло, к примеру, они попали в руки пиратов. Плантаторы хорошо платили за доставку рабочей силы: от 10 до 25 фунтов стерлингов за человека, в зависимости от квалификации и физического здоровья. Тысячи белых рабов были отправлены из Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1801 г. французские корабли под командой адмирала Николя Бодена исследовали южную и западную части Австралии. После чего англичане решили провозгласить своё формальное владение Тасманией и начали осваивать новые поселения в Австралии. Поселения выросли и на восточном и южном побережьях материка. Затем они стали городами Ньюкасл, Порт-Маккуори и Мельбурн. Английский путешественник Джон Оксли в 1822 г. исследовал северо-восточную часть Австралии, в результате чего в районе реки Брисбен появилось новое поселение. Губернатор Нового Южного Уэльса в 1826 г. создал на южном побережье Австралии поселение Вестерн-Порт и отправил майора Локьира к проливу Короля Георга в юго-западной части материка, где он основал поселение, которое позже назвали Олбани, и объявил о распространении власти британского короля на весь материк. Английское поселение Порт-Эссингтон было основано в крайней северной точке континента.

Практически всё население новых поселение Англии в Австралии состояло из ссыльных. Переправка их из Англии с каждым годом шла всё активнее. С момента основания колонии и до середины XIX века в Австралию было переправлено 130-160 тыс. каторжников. Новые земли активно осваивали.

Куда же делись коренные жители Австралии и Тасмании? К 1788 г. коренное население Австралии составляло по разным оценкам от 300 тысяч до 1 миллиона человек, объединённых в более чем 500 племён. Для начала британцы заразили аборигенов оспой, от которой у них не было иммунитета. От оспы погибло не менее половины племен, которые соприкасались с пришельцами в районе Сиднея. В Тасмании наиболее разрушительный эффект на коренное население также оказали принесённые европейцами болезни. Венерические заболевания привели многих женщин к бесплодию, а лёгочные болезни вроде пневмонии и туберкулёза, против которых у тасманийцев не было иммунитета, убили множество взрослых тасманийцев.

«Цивилизованные» пришельцы тут же стали превращать местных аборигенов в рабов, заставляя работать на своих фермах. Женщин-аборигенок покупали или похищали, образовалась практика похищения детей с целью превращения их в прислугу - фактически в рабов.

Кроме того, британцы привезли с собой кроликов, овец, лис, других животных, которые нарушили биоценоз Австралии. В результате аборигенов Австралии поставили на грань голодной смерти. Природный мир Австралии сильно отличался от других биоценозов, так как материк был очень давно изолирован от других континентов. Большая часть видов была травоядной. Основным занятием аборигенов была охота, а основным объектом охоты – травоядные. Овцы и кролики размножились и стали уничтожать травяной покров, многие австралийские виды вымерли или оказались на грани вымирания. В ответ аборигены стали пытаться охотиться на овец. Это послужило предлогом для массовой «охоты» белых на туземцев.

А дальше с аборигенами Австралии произошло то же, что и с индейцами Северной Америки. Только индейцы, в своей массе были более развиты и воинственны, оказав более серьёзное сопротивление пришельцам. Австралийские аборигены серьёзного сопротивления оказать не смогли. На австралийских и тасманийских аборигенов устраивали облавы, травили ядами, загоняли в пустыни, где они умирали от голода и жажды. Белые поселенцы давали аборигенам отравленную пищу. Белые поселенцы охотились на аборигенов, как на диких животных, не считая их людьми. Остатки местного населения загнали в резервации в западных и северных районах материка, менее всего пригодных для жизни. В 1921 г. насчитывалось уже всего около 60 тыс. аборигенов.

В 1804 г. английские поселенцы колониальные войска начали «черную войну» против аборигенов Тасмании (Земля Ван Димена). На туземцев постоянно охотились, выслеживали как животных. К 1835 г. местное население было полностью ликвидировано. Последние выжившие тасманийцы (около 200 человек) были переселены на остров Флиндерс в Бассовом проливе. Одна из последних чистокровных тасманиек, Труганини, умерла в 1876 году.

«Ниггеров» в Австралии не считали за людей. Переселенцы со спокойной совестью травили аборигенов. В Квинсленде (Северная Австралия) в конце XIX века невинной забавой считалось загнать семью «ниггеров» в воду с крокодилами. Во время своего пребывания в Северном Квинсленде в 1880-1884 гг. норвежец Карл Лумхольц отмечал такие высказывания местных жителей: «Чёрных можно только стрелять – по-другому с ними общаться нельзя». Один из поселенцев заметил, что это «жестокий… но… необходимый принцип». Сам он расстреливал всех мужчин, которых встречал на своих пастбищах, «потому что они суть скотоубийцы, женщин – потому что они порождают скотоубийц, и детей – потому что они будут скотоубийцами. Они не хотят работать и потому не годятся ни на что, кроме как получить пулю».

В среде английских фермеров процветала торговля туземками. На них целенаправленно охотились. В правительством сообщении за 1900 г. отмечалось, что «этих женщин передавали от фермера к фермеру», пока «в конечном счёте их не выбрасывали как мусор, оставляя гнить от венерических болезней».

Одно из последних задокументированных массовых убийств аборигенов на Северо-Западе произошло в 1928 г. Свидетелем преступления стал миссионер, который хотел разобраться в жалобах аборигенов. Он последовал за полицейским отрядом, направлявшимся в резервацию аборигенов в Форест-Ривер, и видел, как полицейские захватили целое племя. Пленных сковали, построив затылок в затылок, в затем всех, кроме трех женщин убили. После этого сожгли тела, а женщин взяли с собой в лагерь. Прежде чем покинуть лагерь, они убили и сожгли и этих женщин. Доказательства, собранные миссионером, заставили власти начать расследование. Тем не менее полицейские, ответственные за массовую бойню, так и не предстали перед судом.

Благодаря таким методам британцы уничтожили в Австралии по разным оценкам до 90-95% всех аборигенов.

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

error: